non/fiction — 2020 по версии «Прочтения»,
или 40 лучших книг этой зимы

Текст: Елена Васильева

Редакция «Прочтения» уверена: в тяжелые времена хорошие книги нужны как никогда. Ярмарку non/fiction перенесли на март, часть мероприятий ушла в онлайн, но организаторы нашли, чем порадовать читателей и в офлайне: в дни выставки на многие издания в независимых книжных действуют скидки. «Прочтение» собрало свой топ-лист художественной литературы, нон-фикшена, комиксов и переизданий; некоторые из этих книг еще находятся в типографии и доберутся до магазинов в течение месяца, когда их можно будет купить в подарок себе и близким.

Пока мы составляли этот список, заметили некие общие тенденции. Первая тенденция — серьезный интерес авторов к прошлому, эпохам античности и Возрождения, новые и полные переводы культовых текстов, переиздания легендарных старых и новых книг и прозы десяти- и двадцатилетней давности. Будто в этот медленный год, многое поставивший на паузу, писатели, переводчики и издатели перестали бежать за несущимся вперед временем и начали пристально вглядываться в минувшее. Вторая тенденция — кроссжанровость: привлекают внимание художественные книги сценаристов и режиссеров, проза, перемешанная с поэзией, фикшен на грани с нон-фикшеном. И третья тенденция — большое количество книг с оптимистичным посылом: найдется тот, кто полюбит все наши трещинки, мы обязательно отыщем лучшее в нас, даже если будем каждый день открывать адвент-календарь и плакать — потому что затем все равно будем счастливо смеяться и встречать Рождество.

 
  • Чарли Кауфман «Муравечество» / Individuum

Дебютный роман сценариста «Быть Джоном Малковичем» и «Вечного сияния чистого разума».

Перевод на русский меньше чем за год осуществил беспроигрышный тандем Сергея Карпова и Алексея Поляринова, известный читателям по «Бесконечной шутке» Дэвида Фостера Уоллеса. Замысловатый текст-головоломка о путешествиях во времени и по подсознанию, а также альтернативная история современности от лица язвительного неудачливого кинокритика.

  • Рафаэль Боб-Ваксберг «Тот, кто полюбит все твои трещины» / Individuum

Сборник рассказов от создателя мультсериала «Конь БоДжек».

Восемнадцать абсурдных историй о любви, по тональности очень похожих на самое известное детище автора. Сюрреалистичность и экзистенциальная тоска идут рука об руку, влюбленные шестьдесят лет ездят в метро по кругу, а участники рок-группы получают суперспособности, которые можно активизировать, только будучи ужасно пьяными. Ужасно смешно и грустно, хотя не без изъянов.

  • Стивен Фрай «Троя» / «Фантом Пресс»

Остроумное переосмысление величайшего древнегреческого предания.

Продолжение мифологической серии от одного из главных британских прозаиков — после историй о богах («Миф») и людях («Герои») Стивен Фрай обратился к античному сказанию о Троянской войне. Текст объединяет Гомерову «Илиаду» с множеством рассказов и пьес, написанных разными авторами в разные времена, и становится настоящим романом в современном понимании.

 
  • Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» / «Издательство Ивана Лимбаха»

Новый перевод поэмы эпохи позднего Возрождения о Первом крестовом походе.

Переводчик Роман Дубровкин опирался на выверенный по рукописям текст, недоступный его предшественникам, и выполнил перевод рифмованными октавами с соблюдением стилистических особенностей итальянского подлинника. Впервые эпопея о взятии Иерусалима предстанет перед читателями без искажений, вызванных церковной и светской цензурой.

  • Гийом Аполлинер «Конец Вавилона» / «Лимбус Пресс»

Проза великого французского поэта в переводе великого Михаила Яснова.

Роман «Конец Вавилона» написан в 1914 году. В нем автор рисует картины последних событий эпохи исторического Вавилона, но читатель должен понимать, что эти описания соотносятся с состоянием предвоенной Европы — и всего мира. На русском книгу можно прочитать благодаря работе поэта и переводчика Михаила Яснова, скончавшегося этой осенью.

  • Мэгги Нельсон «Аргонавты» / No Kidding Press

Текст о любви и семье на стыке фикшена и нон-фикшена.

Американская писательница и феминистка Мэгги Нельсон сочетает в прозе элементы критической теории, философии, арт-критики и мемуаристики, в результате получая «автотеорию». В романе «Аргонавты» она обращается к истории своего знакомства с агендерным художником Гарри Доджем, опыту партнерства и материнства и сочетает их с исследованием института брака и гендера.

 
  • Салли Руни «Разговоры с друзьями» / «Синдбад»

Новинка, которая обязательно кого-нибудь разочарует.

Первый роман автора «Нормальных людей», который в России выходит вторым. Студентки Фрэнсис и Бобби знакомятся с семейной парой, Мелиссой и Ником. У Фрэнсис и Ника завязываются отношения, однако ни он, ни она не понимают, что испытывают друг к другу. Секс, социальное неравенство, психологические проблемы (например, тяга к селфхарму) и проблемы с репродуктивным здоровьем — Руни вводит в текст стигматизированные темы, не маркируя их, но стараясь сделать нормативными.

  • Филипп Бессон «Хватит врать» / Popcorn Books

Автофикшен-квир-роман о первой любви.

Франция, 1984 год. Между Филиппом и Тома — им примерно по семнадцать лет — завязывается роман. Длится он недолго: обеспеченный Филипп уезжает в столичный университет, а сын фермеров Тома остается помогать на винодельне. Спустя тридцать лет Филипп вспомнит о той истории и поймет, что в каком-то смысле любил Тома всегда и никогда больше не сможет чувствовать так, как тогда, — пылко и впервые.

  • Мег Вулицер «Женские убеждения» / «Лайвбук»

Роман о восемнадцатилетней девушке и умудренной опытом феминистке.

Мег Вулицер отмечает, что в этой книге, как и в предыдущем романе «Исключительные», ее интересуют вопросы возраста. Здесь она находит к ним двухсторонний подход — с точки зрения юности и старости, наивности и опыта, показывая амбивалентность ролей лидера и ведомого. На русский язык книгу перевела Александра Глебовская, работавшая над «Нормальными людьми» Салли Руни и «Энигма-вариациями» Андре Асимана.

  • Авраам Б. Иегошуа «История разведенной арфистки» / «Лимбус Пресс»

Роман о перерождении женщины от одного из главных авторов Израиля.

Разведенная арфистка Нога волею судеб покидает свой привычный оркестр, вынужденно переезжает и находит работу в массовке в кино и оперном представлении. Эти события помогают по-новому отнестись к музыке, что в конечном счете заставляет ее переосмыслить всю свою жизнь. Она перестает чувствовать себя второстепенным персонажем в жизнях других людей и задается вопросами о собственной судьбе.

 
  • Майя Анджелу «Поэтому птица в неволе поет» / Popcorn Books

Книга одной из ключевых темнокожих американских писательниц XX века.

Роман «Поэтому птица в неволе поет» также перевела Александра Глебовская. На русском книга выходит спустя пятьдесят лет после написания. Это история об афроамериканке на полном расистских предрассудков юге США. В ее юности было и изнасилование, и несправедливое решение суда, и жестокость, и насмешки, но вопреки всему она не утратила свой голос.

  • Чигозие Обиома «Оркестр меньшинств» / «Эксмо»

Мифологический роман о семисотлетнем духе, живущем в теле человека.

Представитель нигерийского народа игбо Чигозие Обиома уже дважды попадал в букеровские шорт-листы. Роман «Оркестр меньшинств» посвящен истории молодого фермера Чинонсо, который покинул дом ради любви, а столкнулся с людской жестокостью. Жизнь Чинонсо описывается с позиций африканской космологии: согласно верованиям игбо, в теле каждого находится перерождающийся дух-хранитель, и он глубоко переживает земные и небесные радости и печали.

  • Кармен Мария Мачадо «Ее тело и другие» / «МИФ Проза»

Сборник рассказов, получивший исключительно положительные отзывы критиков.

В книге американской писательницы кубинского происхождения женская сексуальность и чувственность переплетаются с сюрреализмом и абсурдом, фантастика сочетается с злободневностью, а страшное — с комическим. Неприятные порой истории об опыте отношений женщин с их телом получают огранку из магического реализма и мифологической подоплеки.

 
  • Ёко Огава «Полиция памяти» / «Поляндрия No Age»

Книга о неизбежности человеческих потерь.

История о памяти и об утрате, написанная четверть века назад обладательницей нескольких литературных премий Японии Ёко Огавой. На острове, где происходит действие романа, работает Тайная полиция, стирающая у людей воспоминания и уничтожающая вещи, которые могут их вызвать. Те, кто не готов расставаться с предметами, оказываются в серьезной опасности.

  • Джонатан Сафран Фоер «Погода — это мы» / «Эксмо»

Автобиографический нон-фикшен о том, что спасение планеты начинается с завтрака.

Писатель, вегетарианец и активист Джонатан Сафран Фоер выпустил книгу о погоде — и о том, что стоит сделать, чтобы замедлить глобальное потепление. Нужно отказаться от некоторых привычек в еде — например, от мяса, хотя бы по утрам, — и это возымеет серьезный эффект. Многие считают, что изменение климата — проблема, которой могут заниматься только правительства, не отдельные люди. Но это не так.

  • Дэниел Сасскинд «Будущее без работы. Технологии, автоматизация и стоит ли их бояться» / Individuum

Книга, которую перевел «Яндекс. Переводчик», а обложку нарисовала нейросеть. 

«Будущее без работы» говорит с людьми о том, что они все еще боятся представить, — о варианте развития мира, при котором человека заменят машины. Прогнозы Сасскинда оптимистичны: всем понадобятся профессионалы, открытые всему новому. Работы в привычном понимании больше не будет, а принципы взимания налогов придется переосмыслить.

 
  • Стивен Пинкер «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше» / «Альпина нон-фикшн»

Книга о том, что мир на самом деле становится все добрее.

Популяризатор науки и нейропсихолог Стивен Пинкер написал работу, которая переворачивает представление о современности. По его мнению, несмотря на поток негативных новостей, мы живем в самое мирное время за всю историю: войны теперь случаются реже, а вот о правах представителей всего человечества люди задумываются гораздо чаще. У книги есть бонус: ее научным редактором выступила политолог и публицист Екатерина Шульман, она же стала автором предисловия.

  • Кирилл Кобрин «Призраки усталого капитализма» / «Кабинетный ученый»

Сборник эссе о мире, которому некуда двигаться.

В книгу вошли тексты писателя и историка Кирилла Кобрина, созданные в 2018–2020 годах. Объединяющий сюжет был обнаружен в период всеобщего карантина, когда весь мир поставил себя на паузу. К третьему десятилетию XXI века капитализм объял мир и породил торжество монотонности, утратив былую силу и энергию. Здесь есть тексты о героях прошлого, ностальгии и ретромании, социальном неравенстве и отверженных, а также о торжестве буржуазного города.

  • Оливия Лэнг «Путешествие к источнику эха. Почему писатели пьют» / Ad Marginem

Книга о том, что — и кто — объединяет алкоголизм и литературу.

Британская писательница Оливия Лэнг вновь обратилась к теме табуированного опыта. В вопросе изучения пьянства и его воздействия на творчество и здоровье ей помогали такие герои, как Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, Теннесси Уильямс и Реймонд Карвер. Однако немаловажным персонажем, как и всегда у Лэнг, оказывается она сама, колесящая по Северной Америке в поиске новых сюжетов.

 
  • Шонесси Бишоп-Столл «Похмелье» / Individuum

Книга о том состоянии, которое никто не любит, но в котором все порой оказываются.

Канадский журналист Шонесси Бишоп-Столл бросился на амбразуру, чтобы спасти всех страдающих. Десять лет он пил почти без продыху, а с утра искал в разных странах новые способы избавиться от похмелья, порой небезопасные: от купания в ледяной воде до детокса, от прыжка с небоскреба до лечения в специальной клинике, от визита к жрице вуду до английского завтрака. Книгу дополняет культурная и медицинская история абстинентного синдрома. Впрочем, лучший и абсолютно бесполезный способ от похмелья все знают и так: не пить.

  • Михаил Майзульс «Между Христом и Антихристом: „Поклонение волхвов“ Иеронима Босха» / «Альпина нон-фикшн»

Нон-фикшен о триптихе художника Северного Возрождения, написанный одним из авторов книги «Страдающее Средневековье».

На картине «Поклонение волхвов» обнаруживается множество иконографический «аномалий». Чтобы дешифровать послание Иеронима Босха, Михаил Майзульс рассказывает о средневековой демонологии, антииудейской полемике и даже астрологических теориях и апокалиптических мифах, а его текст сопровождается увеличенными фрагментами триптиха.

  • Наталья Пушкарева, Анна Белова, Наталья Мицюк «Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков» / «Новое литературное обозрение»

Книга о том, как менялись женская сексуальность в течение почти десяти веков.

Авторы — историки и антропологи, члены Российской ассоциации исследователей женской истории. В работе есть ответы на вопросы, насколько отличалось половое воспитание мальчиков и девочек, как женщины пытались избежать беременности, каких ограничений в сфере женской интимности было больше — внешних или внутренних, а также кто такие «несоблюдихи».

  • Франческа Граната «Экспериментальная мода. Искусство перформанса, карнавальное и гротескное тело» / «Новое литературное обозрение»

Взгляд на моду с позиций Михаила Бахтина.

Исследовательница с «взрывной» фамилией рассматривает эксперименты модельеров конца XX века, используя понятия гротеска и карнавала. Героями книги становятся фешен-дизайнеры Рей Кавакубо и Мартин Маржела, художник-перформер Ли Бовери и поп-звезда Леди Гага. Им пришлось работать в интересный временной период: представления о человеческом теле изменились до неузнаваемости. Излишества, чрезмерность и трансгрессия в культуре стали аналогами раблезианства.

  • Лев Данилкин «Гагарин. Пассажир с детьми» / «Молодая гвардия»

Ответы на вопросы о самом популярном герое отечественной истории XX века.

Девять лет назад Лев Данилкин написал о Юрии Гагарине для серии «Жизнь замечательных людей». В новой книге он пытается заполнить лакуны в биографии первого космонавта. Данилкин пишет о 12 апреля 1961 года, об отношениях Гагарина с властью, о «гагариномании», о его везении и загадках гибели. Отдельный интерес вызывают предположения, что было бы с первым космонавтом, доживи он до наших дней.

 
  • Майя Кучерская «Лесков. Прозеванный гений» / «Молодая гвардия»

Долгожданная биография недооцененного русского классика.

Майя Кучерская написала книгу на грани документальной и художественной прозы, повествующую об авторе, которого большинство читателей знают по одному-двум текстам. Лесков был весьма противоречивой фигурой, и литературная репутация определила его существование в веках. Кучерская пытается возродить интерес к нему и к его уникальному языку, при этом довольно негативно оценивая перспективы лесковских текстов для читателя XXI века.

  • Ксения Букша «Адвент» / АСТ, «Редакция Елены Шубиной»

Пронзительная рождественская история о любви и ожидании чуда.

Небольшая своевременная книга о жизни одной семьи: дочь отводят в детский сад, родители работают — кстати, из дома. Все то плачут, то смеются, но продолжают надеяться на лучшее и вспоминать о прошедшем. Картинки из памяти, всплывающие то прозой, то поэзией, — как окошки адвент-календаря, который принято открывать с начала декабря и до Рождества.

  • Александр Етоев «Заетойщина» / «Лимбус Пресс»

Поэтическая книга удивительного петербургского прозаика.

Александр Етоев романы пишет редко, а поэмы — того реже. Стихотворные истории рассказывает сам автор под шутовской маской Деда Етоя. Веселые байки о детстве, жизни и смерти предстают в окружении петербургских фасадов, рек и каналов, любимых писателей и литературных героев. Но, как всегда бывает у Етоева (и в других хороших книжках), веселость здесь сочетается со светлой печалью.

  • Леонид Юзефович «Филэллин» / АСТ, «Редакция Елены Шубиной»

Роман современного классика об истории, любви, патриотизме и неожиданных поворотах судьбы.

Филэллин — «тот, кто любит греков», а в контексте XIX века, то есть времени действия романа, человек, сочувствующий борьбе греков за независимость от Османской империи. Леонид Юзефович больше семи лет работал над вымышленным сюжетом об отставном штабс-капитане, благодаря череде событий добравшемся с Урала до желанной Греции.

 
  • Александр Пелевин «Покров-17» / ИД «Городец», «Книжная полка Вадима Левенталя»

Устрашающий роман о закрытом городе, провалах в памяти и монстрах ширликах.

Выстрелив два года назад с увлекательным фантастическим произведением «Четверо», в котором современность переплеталась с историей, в новой книге Александр Пелевин сделал ставку на те же приемы и не прогадал. Действие трех сюжетных линий вращается вокруг закрытого образования Покров-17, но постепенно распространяется на всю страну.

  • Ольга Птицева «Край чудес» / «Клевер-Медиа-Групп»

Янг-эдалт-хоррор о Ховринской заброшенной больнице.

Москва, 2018 год, ХЗБ готовят к сносу. Трое молодых людей направляются ночью в полуразрушенное здание, чтобы снять видеоролик о последних днях легендарной заброшки. Они не верят ни одной из легенд о сектантах, сторожах-призраках и убитых собаках, однако спустя пару часов страх накрывает их с головой — ведь Ольга Птицева нагнетает ужас столь убедительно, что читателю кажется, будто ХЗБ восстала из руин.

 
  • Анна Старобинец «Страна хороших девочек. Котлантида» / «Абрикобукс»

Сказочно-приключенческие повести от создательницы тандема Барсука и Барсукота.

Две вновь изданные истории писательницы Анны Старобинец объединяет кот Багет: в «Стране хороших девочек» он вызволяет из вымышленного тоталитарного государства свою хозяйку, а в «Котлантиде» отправляется в далекое прошлое, чтобы вернуть котам девять жизней. Книгу проиллюстрировала Мария Муравски — художница, работавшая над «Зверским детективом».

  • Малин Скугберг Нурд «Никки» / No Kidding Press

Графический роман воспитания об обретении себя.

Первый янг-эдалт от No Kidding Press, а также первая книга в их комикс-подписке. Это история о девочке Никки, которая живет на острове. У нее мало общего с одноклассниками, а взрослых почему-то беспокоит ее вес. Переход в новую гимназию грозит новыми проблемами, но после знакомства с компанией квир-ребят она учится по-другому воспринимать тело и сексуальность и отстаивать свои права.

  • Джон Макнот «Королевство» / «Бумкнига»

Четырехцветная поэтичная история о замедлении жизни.

По сюжету, главный герой Эндрю вместе с мамой и сестрой уезжают на прибрежную базу отдыха в британской провинции. Всем скучно, но в этой скуке обнаруживается удивительная красота пустоты, природы, каникул и лета. Роман одновременно очень сдержанный и богатый по цвету: здесь можно найти все оттенки голубого и розового — а деление страниц на небольшие квадратные панели заставляет разглядывать каждую подолгу.

  • Алексей Олейников, Тимофей Яржомбек «Соня — 9» / «Белая ворона»

Продолжение рэп-поэмы про бунтующую Соню из седьмого «Буээ».

Соня уже в девятом классе, лето закончилось, школа — «самый говенный подкаст», и с каждым днем страшный ОГЭ все ближе. Но Соня по-прежнему бескомпромиссна, рубит правду о добре и зле, Льве Толстом, русской истории и «Слове о полку Игореве», а на геометрии отрезки в тетради складываются в звучное ACAB. Проблемы повзрослели вместе с героиней, но мир при этом не стал приветливее.

  • Алексей Олейников «Евгений Онегин. Графический путеводитель» / «Самокат»

То, о чем все так долго мечтали: энциклопедия русской жизни в картинках.

Роман Пушкина расписали по хронологии, а Онегина раздели донага и одели обратно, объяснив, как назывались все предметы гардероба и сколько они стоили; также в книге есть немаловажная глава о ценах в России XIX века. В общем, отличный сопроводительно-иллюстративный комментарий к одному из величайших текстов в истории русской литературы.

 
  • Олег Стрижак «Мальчик» / ИД «Городец», «Книжная полка Вадима Левенталя»

Переиздание «петербургского романа в шести реках и каналах».

Возвращение широкому читателю книги, вышедшей в девяностые годы и впоследствии забытой. Сложносочиненный текст, написанный от лица двух рассказчиков, меняющихся незаметно, предваряется инструкцией для чтения — в частности, объясняющей, почему в списке рек и каналов мы видим только Фонтанку и канал Грибоедова. В будущем также запланирован выход романа Олега Стрижака «Вариант».

  • Арсен Ревазов «Одиночество-12» / Corpus

Еще одно переиздание легендарного и популярного текста.

Галина Юзефович когда-то назвала «Одиночество-12» «первым успешным опытом евроромана» с отсылками к Борхесу, Эко и Дэну Брауну. Древний Египет и Ватикан, буддийский монастырь и Иерусалим — где только ни происходит действие этой странной книги, сюжет которой закручен вокруг убийства. Роман впервые был опубликован пятнадцать лет назад, а теперь выходит с дополнениями и обновленным финалом.

  • Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки» / «Азбука»

Откуда есть пошел жанр сказки, а вслед за ним и половина литературы.

Две классических литературоведческих работы, созданных в первой трети XX века, но остающиеся актуальными и поныне. Пропп создает универсальную схему волшебной (не только русской!) сказки и скрупулезно расписывает содержание каждого ее элемента и его происхождение — от волшебного предмета до дарителя-помощника.

 
  • Дэвид Гребер «Долг: первые 5000 лет истории» / Ad Marginem

Масштабное исследование о том, что историю человечества определяет категория долга.

По мнению антрополога Дэвида Гребера, понятия денег, бартеров, акций, кредитов и так далее можно свести к простому и ясному долгу. Из-за этой категории мир регулярно оказывается на грани катастрофы. Выход Гребер видит в том, чтобы отстранить профессиональных экономистов от управления денежной сферой.

  • Андре Асиман «Назови меня своим именем», «Найди меня» / Popcorn Books

Коллекционные издания топовых квир-романов. 

«Назови меня своим именем» и «Найди меня», две части одной истории, — хиты американского писателя Андре Асимана. Этой зимой издательство Popcorn Books решило снабдить их изящными иллюстрациями с древнегреческими референсами на форзаце, толстым переплетом и суперобложкой.

 
Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Non/fictionЕлена ВасильеваКомиксыновинкинон-фикшенхудожественная литературатоп-листпереиздания
Подборки:
0
0
12086
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь
Мы продолжаем публиковать стихотворения и эссе разных авторов, собранные Борисом Кутенковым в единое композиционное целое. В новой подборке «Прочтения» — произведения Нади Делаланд.
Простота и прямота — отличительные черты стиля Буковски, которые прослеживаются во всем его творчестве, удивительно обширном для человека с не самым здоровым образом жизни. Еще раз в этом убедиться помогает недавно вышедший по-русски сборник «Из блокнота в винных пятнах».

По обложке может показаться, что речь в книге пойдет о расчлененке. Так оно, в сущности, и есть. Только резать и заворачивать по пакетикам будут не пышногрудую молодку, а несчастную старушку-литературу.