Анна Яковлева: «Книги — это не проблема, не воспитание, не знамя и не лозунги»

В эти выходные в Новосибирске пройдет третий фестиваль новой детской литературы «Другие книги». Его организатор — книжный магазин «Перемен». Тема фестиваля 2019 года — визуальное чтение в литературе, театре и медиа. Другими словами — «Как картинки рассказывают истории». Журнал «Прочтение» поговорил с сотрудницей магазина и автором Telegram-канала «Монологи книготорговки» Анной Яковлевой об истории фестиваля и о том, почему детская литература нравится взрослым. В конце — рекомендации книг, которые непременно нужно купить на фестивале (да и вообще).

 

Как возникли «Другие книги»? В чем особенность этого фестиваля и какие у него задачи?

Из долгих, громких и очень жарких споров. Я не помню первого «давай делать фестиваль» от учредителя магазина Сергея, но помню долгие планерки в 2016 году: что это должно быть и кто это будет делать, а главное — зачем. Это не большой секрет, но я еще никому не рассказывала, что первой идеей был как раз фестиваль книжной иллюстрации в торговом центре, где мы стояли книжной точкой. Тогда мы ни к чему не пришли и не понимали аудиторию, которой это было бы интересно, — да и матчасть была слабовата. И мы начали с темы, которую правда хочется обсудить, которая действительно беспокоит, — почему взрослые люди читают детские книги.

Собственно, тем наш фестиваль, наверное, и отличается от других книжных фестивалей города: мы не говорим о книгах вообще, даже о детских книгах вообще, а каждый год задаем вопрос-тему и танцуем вокруг нее, чтобы самим получить какие-то ответы, что-то узнать, что-то попробовать и провести время так, как хочется. Никто до нас такого не делал. Это фестиваль для себя, и все мероприятия в нем — только те, на которые мы сами бы пошли. То же с книгами — выбираем вручную каждую, и спикеров привозим только тех, кого хотим послушать сами. И каждый раз очень радостно, что все больше людей эти вкусы и интересы разделяют, но мы не хотим, да и не умеем вливаться в какие-то тренды и работать на массы.

Зачем вообще нужны региональные книжные ярмарки?

Наверное, затем же, что и столичные: в регионах живут те, кто читает и обсуждает книги, и встретить несколько сотен людей с теми же интересами, что у тебя, очень полезно для центральной нервной системы. Основная сложность в их проведении — дороговизна привоза экспертов, это основная статья расходов, а узость аудитории и непонятная снаружи и небыстрая итоговая польза отсекает потенциальных спонсоров. Вот над этим нам еще предстоит работать — кажется, небольшие сдвиги есть, но до фестиваля кваса нам еще, конечно, далеко.

Что делает книжную ярмарку успешной?

Зависит от того, чем измерять успех. Организатор не ушел в большой денежный минус — успех. В ноль — большой успех. Книги делают ярмарку успешной — наша ярмарка растет, но мы все так же придирчиво отбираем для нее издательства — если я сама это домой не хочу принести, то и вам не предложу, так работает уже пять лет магазин «Перемен». В этом году я задала себе еще один критерий успешности — если кто-то из локальных авторов найдет работу в одном из любимых нами издательств, я буду счастливее его самого! Даже если это будет не книга, а заказ из журнала — небанальной сувенирной продукции или чего-то еще, это будет успех — мне хочется, чтобы местные иллюстраторы, которые несут нам открытки для продажи, вышли на уровень повыше, а профессия иллюстратора стала более... скажем, понятной со стороны, а не — «сначала закончи нормальный вуз, а потом рисуй по субботам что хочешь».

Поменялся ли как-то формат фестиваля с момента его возникновения?

В этом году мы отказались от профессиональной программы для педагогов и библиотекарей — только потому, что не знаем, что им дать в рамках этой темы, поэтому ждем их (из многих городов Сибири, кстати!) на лекции основной программы. А еще переехали из кинотеатра, где было хорошо, но сейчас стало бы тесно, в лекторий-бар и коворкинг через дорогу — его размеры, оборудование и атмосфера идеально подходят для двухдневного кутежа издателей и иллюстраторов вместе с теми, кому интересно то, что они делают. Но основная история та же — приходите посмотреть, потрогать и попробовать то, что мы очень любим и чем хотим делиться.

Изменились ли запросы посетителей? Что они покупают, что хотят видеть?

Все меняется примерно два раза в год — и это при том, что мы не работаем с мейнстримными темами и выбираем из изданного только то, что сами читаем. Но какие-то волны все равно проходят — вот все рисовали, потом увлекались SMM, сейчас есть большая работа над продвижением локальных брендов и запрос на них (привет, Holy Siberia!). Что-то — заметный результат закатывания тобой камня на гору — так, мы уже пару лет не слышали в детском отделе «кто-все-эти-люди-дайте-Агнию-Барто», а первый год работы магазина это звучало по семь раз на дню. Попробуем сделать то же с комиксами — потому что покупают то, что знакомо и безопасно, и наша задача — и фестиваля, и магазинов — сделать хорошее понятным и легким к потреблению.

Главная тема этого года — визуальное. В каких отношениях, на ваш взгляд, находятся сейчас визуальное и текстовое в книжной индустрии?

Вот тут я боюсь даже открывать рот — я живу в своем уютном гетто из книг независимых маленьких издательств и иногда, мягко говоря, удивляюсь тому, что продается в сетевых магазинах. Серьезно, кто-то это покупает, кому-то нравятся до сих пор книги с глазами и блестками? Но, видимо, да, раз их так много, поэтому охватить всю книжную индустрию — нет, не ко мне. Но даже у нас запрос на красивую картинку сильно проигрывает запросу на «что-нибудь интересненькое» — вероятно, только потому, что нет к этому склонности в культуре. Не говорить же про школьные уроки ИЗО, честное слово! И это, к сожалению, очень сказывается на общей картинке — на том, как мы одеваемся, как выглядят наши улицы и дома, реклама и вообще все, на что мы смотрим. С визуальной культурой в России, особенно в тех самых регионах, которые не столицы, — беда.

Какое место комиксы занимают сейчас на литературной карте России?

Да, наверно, маленькое, очень маленькое, но приятно растущее. Но вот в прошлом году меня позвали в школу — обычную муниципальную — рассказать второклассникам про комикс, его структуру, историю, виды — и я до сих пор в приятном шоке, раньше и на порог не пускали с новой литературой. Тут отдельный поклон «Белому Яблоку» за издание книг Скотта Макклауда (кстати, в мае наконец выйдет третий том!). Вот бы найти миллиардера, который вложится в печать «Понимания комикса» для каждой школьной библиотеки — тогда комиксы через несколько лет займут куда большее место. Если мы этого хотим.

Нужно ли бояться, что люди перестанут читать и будут только смотреть картинки?

Нужно бояться войны и болезни, а вот это все — смешная проблема. Слова — это тоже картинки на бумаге, сочетание черточек и палочек, но ничего — как-то справляемся, находим в них смыслы. То же с картинками — давайте сначала научимся их читать, нам до этого как пешком до Луны. Это намного сложнее, чем кажется — и об этом тоже пойдет речь на фестивале. Нас учат читать буквы, но не учат другим формам передачи образов и мыслей, а это как изучать язык только через глаголы или существительные.

Вы ориентированы в первую очередь на детскую аудиторию. Существует ли сейчас, с вашей точки зрения, проблема детского и подросткового чтения? Если да, то какие вы видите способы решения этой проблемы?

Поспорю — это фестиваль новой детской литературы, но нигде не сказано, что мы работаем для детей. Даже доля мероприятий для них на фестивале — меньше трети, мы вообще не очень ранжируем своих гостей по возрасту и стараемся со всеми разговаривать одинаково. Я постоянно общаюсь с прекрасными детьми и подростками — и их прекрасность мало зависит от количества прочитанных книг, а в основном — сюрприз-сюрприз! — от семьи и окружения. Если человек хороший, какая разница, сколько ему лет и сколько часов в неделю он читает?

Книги — это не проблема, не воспитание, не знамя и не лозунги. Книги — это искусство и удовольствие, и если мы кого-то призываем на свою сторону, то только из желания поделиться возникшими чувствами. Если у кого-то эти чувства вызывают, например, спорт, или кино, или музыка — это не проблема, это другой интересный способ познания себя и мира, только и всего. Мне очень хочется, чтобы чтение вышло из парадигмы пафоса и воспитания и ушло в область широкого хобби без обязательств и проблем.

Какова вообще специфика детской литературы по сравнению со взрослой и как она меняется в последнее время? Нет ли у вас ощущения, что современная детская литература больше нравится взрослым, чем детям?

У меня это ощущение еще с 2017 года, когда мы два дня говорили об этой теме на первом фестивале. И это нормально — у меня не было этой книги в детстве, но хуже она от того как литература не стала — что теперь, лишать себя этих персонажей, этого сюжета, этого удовольствия? Ну нет, спасибо! С детьми тоже все в порядке — для них вся литература новая, и Гайдар, и Востоков, и нравится им то, что нравится каждому конкретному маленькому человеку, а не новая-старая-средняя литература. А она, как любое искусство, меняется вслед за переменами в мире, она же не отдельно на астероиде существует сама по себе. И последние недели я возвращаюсь к мысли, что есть некоторый плюс в нашем общем отставании от западного мира: когда приходит новое явление, будь то раздельный сбор мусора, гаджеты или феминизм новой волны, книги на эту тему уже есть — не самый плохой побочный эффект.

Порекомендуйте, пожалуйста, 5-7 книг, которые обязательно надо купить на фестивале.

Давайте я перечислю те, что планирую купить сама. Это, во-первых, «Сурвило» Ольги Лаврентьевой — комикс, о котором все, надеюсь, слышали. Если б у меня было место для третьей коллекции книг, это были бы комиксы на так называемые сложные темы... хотя кого я обманываю, полка с ними собирается сама по себе! Второй раз куплю комикс Мигеля Гаярдо «Мария и я» — купила бы, даже если бы у меня не зачитали первое издание— потому что второе дополнено историями о выросшей Марии. У Марии аутизм и прекрасный папа, который рассказывает нам, как она видит мир. И очень заметно, как нам в нашем детстве не хватало таких мануалов по общению с другими людьми — вообще людьми, и с особенностями, и без: что спрашивать, как реагировать, смотреть-не смотреть, как догадаться, что у них в голове? Это еще один шаг от страха к пониманию, и проще это сделать в детстве, чем во взрослом возрасте, и один из способов поддержать уменьшение этого страха — купить такую книгу, чтобы ее допечатали и их стало много.

Куплю себе комикс «Против течения» Элис Келлер от «Пешком в историю» — очень рада его изданию на русском. Кроме темы — история жизни одной из первых профессиональных пловчих (девочка в начале XX века, вы понимаете) — мне просто очень нравится книга эстетически — рисунком, цветом, светом и тем, как она сделана вся, от переплета до плотности страниц.

В серии «Вот это книга!» «Розового жирафа» вышла новая история — «Шпион и лжец» Ребекки Стед, и я не пропускаю этих книг с полосатым корешком, как и обновлений «4ой улицы» — в ней мне пока не хватает «Будь Жегорт», так что восполню, пока тираж опять не канул в Лету.

Если не разберут на фестивале все, возьму себе «Историю картин для детей» Дэвида Хокни от «Ад Маргинем» / «Гараж», очень люблю такое и вообще их детские книги в серии «А+А». Особенно порадовала «Как устроен музей» — ее бы в более бюджетном варианте и в массовом распространении (миллиардер-филантроп, мы все еще ищем тебя!).

Еще надо, конечно, купить сборник стихов обэриутов от «Маршака» и «Клаудберри» — это большое событие как в мире детской поэзии, так и издательском, и через несколько лет он будет стоить на сайтах перекупщиков в десять раз дороже, так что сделайте вложение, возьмите два!

Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Другие книгиПеременАнна Яковлева
Подборки:
0
0
5758
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь