Самая страшная Стужа не снаружи — внутри
- Яна Летт. Препараторы. Зов ястреба. — М.: АСТ : NoSugar Books, 2023. — 576 с.
- Яна Летт. Препараторы. Сердце Стужи. — М.: АСТ : NoSugar Books, 2023. — 480 с.
Любая история, в каком бы необычном мире она не происходила — всегда о современности и сегодняшних людях. Яна Летт — победительница «Новой Фантастики», автор фэнтези-цикла о постапокалипсисе «Мир из прорех» — помещает своих героев в невероятные локации. Кьертания, где разворачивается сюжет новой дилогии о «Препараторах», много чем может удивить. Живые механизмы, загадочная Стужа, слои Мира и Души, самобытная магия. Но люди, которые ее населяют, похожи на нас: они живут в неравном обществе, тревожатся за свое будущее, пытаются найти себя. А между личными желаниями и долгом часто вынуждены выбирать последнее.
Много веков назад в Кьертанию пришла Стужа. Она окружила города и обрекла страну на вечную зиму. Но люди научились уживаться с ней, использовать ужасы, которые она таит, в своих целях. Снитиры — необычные, очень опасные звери и единственные обитатели Стужи. Части их тел — препараты — служат источниками энергии, тепла, света, топлива, сверхспособностей. Сердца используют вместо двигателей в поездах, подкожный жир заменяет керосин для ламп и фонарей, а вытяжки из крови и фрагменты органов, вшитые под кожу, дают дополнительные силы и повышают выносливость. Охотится на снитиров могут — и обязаны — только препараторы, обладающие особым даром. Они легко усваивают токсичные вещества, которые содержатся в препаратах. Обычные же люди при взаимодействии с ними могут получить серьезные увечья и даже умереть. Ежегодно по всей Кьертании проводят Шествие — своеобразный тест на устойчивость к токсинам, помогающий выявить потенциальных препараторов. Захолустный городок Ильмор в один год дарит Кьертании сразу трех рекрутов. Ребята отправляются в столицу на обучение, где каждому придется пройти свой путь: сразиться с личными страхами, пережить разочарования и потери, заново обрести себя. Те, кто дойдет до конца, станут препараторами и смогут раскрыть главный секрет — что и кто скрывается за Стужей.
Помещая героев в необычные декорации, Яна Летт рассуждает о вполне человеческих понятиях — о чести и предназначении, о долге и службе во имя государства, о жерве нескольких избранных ради всеобщего блага. Вправе ли кто-либо решать за других их судьбу? И можно ли отказаться от навязанного пути?
У препараторов нет выбора: они не столько имеют возможность, сколько обязаны охотиться — добывать ресурсы, за счет которых живет и процветает страна. Без них Кьертания развалится, а общество попросту погибнет. Для владетелей в Кьертании охотники — всего лишь собственность и пусть очень ценный, но все же расходный материал. За труд их осыпают золотом, уважают, славят, но достаточная ли это плата за независимость? Каждый ответит по своему.
Никто в толпе не выглядел опечаленным тем, что его ребенок, брат или друг не поедет в столицу отдавать долг Кьертании... Больше всего на свете каждому из них хотелось вернуться к танцам и еде, разговорам и выпивке — и празднованию того, что их дети остались при них. В безопасности... И безвестности.
Мир, описанный в книге, — жесток и несправедлив, он держится на вере в исключительность, которая многое дает, но еще больше — требует. Впрочем, этим он не многим отличается от реального. Кьертания напоминает любую другую страну. Здесь решения принимают те, у кого есть деньги и влияние, а статус и происхождение определяют судьбу. Богатства сосредоточены в столице, Химмельборге, а из бедных регионов практически невозможно выбраться. Тем, кому не посчастливилось родиться препаратором — или иметь близкого родственника со способностью к усвоению, — теряют единственный шанс выбраться из нищеты. Служить в Стуже — почетно и опасно. У препаратов целый сноп побочных эффектов: они меняют тело, обезображивают внешность, причиняют невыносимую боль, сводят с ума. Конечно, не все люди равнодушны к таким жертвам — есть те, кто пытается добиться лучших условий для препараторов. Но бунты подавляются, а газеты, в которых печатают анонимные протестные статьи — закрывают. В политических кругах плетутся интриги, чиновники и служащие подставляют друг друга, дабы повысить свой чин за счет чужого провала. Власть опирается на религию, в надежде усилить свое влияние на общество и дальше поддерживать веру, что быть препаратором — дело чести.
Дерево не может выживать без листьев и ветвей, но без корней оно никогда не стало бы деревом. Препараторы — корни, на которых стоит Кьертания. Их служба безмерно опасна — и безмерно почётна.
Это история о вынужденном служении обществу, которое лишает права выбирать, и о верховном владетеле, — за которым остается последнее слово. Чем не наша реальность, только населенная полу механическими зверями и чуть более романтизированная. И герои этой истории — тоже обычные люди, пусть и имеют сверхспособности: высокую выносливость, умение читать мысли, отделяться душой от тела. Они ходят на учебу и работу, сдают или проваливают экзамены, получают стипендию и тут же тратят ее на развлечения. Они ежедневно выходя в Стужу, — и каждый раз может оказаться последним, — а в перерывах между схватками и дикими зверями, — влюбляются, разбивают друг другу сердца, заводят и теряют друзей, делают вечный выбор между собой и другими. За их жизнью просто интересно подсматривать, местами даже узнавать себя или своих знакомых. К тому же, у каждого героя особое чувство юмора.
— Эрик Стром говорит, что...
— «Эрик Стром». — Унельм хмыкнул. — «Эрик», «Эрик Стром», «Стром», «господин Стром»... У тебя остались ещё какие-то варианты? Кажется, между вами всё непросто, а?
— Это не твоё дело.
— Само собой, само собой...
— Ты что, втрескалась в него?
— Душа и Мир, я и забыла, какой ты дурак.
Вселенная «Препараторов» будто собрана из фрагментов, — сеттинга, сюжетных линий, конфликтов, — уже когда-то виденных в книгах. Читая, нельзя не вспомнить сагу Джорджа Мартина: Стужа, полная опасностей, сильно напоминает вечную зиму с Белыми Ходоками, а златовласая владетельница Кьертании — Серсею Ланнистер. В романе есть и характерные для фэнтези сюжетные тропы, встречающиеся у других авторов. К примеру, Ли Бардуго в «Трилогии гришей» пишет о секретном ордене магов, чьи силы используются в корыстных целях — для завоевания власти. В «Иных» Александры Яковлевой центральной линией становится история об интернате для особенных детей — тех, кому суждено стать секретным оружием и умереть на войне. И конечно, ежегодный отбор подростков, которым помимо воли придется стать оружием в руках власти, — почти как в «Голодных играх» Сьюзен Коллинз. Разница в целях такой политики: в Панеме детей бросают в игру на выживание, чтобы подавить бунты. В Кьертании же препараторов воспитывают для другой задачи — обеспечивать процветание страны ценой собственной жизни.
Пусть романы Летт похожи на уже существующие тексты, это не отталкивает, а скорее наоборот — находить «пасхалки» к любимым историям всегда приятно. Все же, разные части других фантастических миров в «Препараторах» складываются в новый. Он отличается от зарубежных вдохновителей тем, что соткан из деталей и реалий, знакомых русскоязычному читателю. Долгая холодная зима в отдаленных регионах Кьертании и необходимость одеваться в несколько слоев одежды практически круглый год. И кухня у кьертанцев напоминает домашнюю — пирожки с яйцом и луком, с рыбой и рисом или жареные шкварки. Все здесь кажется почти родным, по-своему близким, и от этого «Препараторы» не кажутся вторичными, а обретают свою уникальность.
Особенно очаровывает Стужа, хранящая и оберегающая свои тайны до конца. Ее можно бесконечно разбирать на метафоры в поисках скрытых смыслов. То ли это отсылка к загробному миру — у кьертанцев есть легенда, что в Стужу уходят души умерших. А может, более реалистичная, — политическая, — преграда взаимодействию с внешним миром: из-за огромной снежной и опасной пустоши Кьертания отрезана от других стран, и покинуть ее практически невозможно. Стужа — удивительна, она манит холодной красотой и шансами на успех. Ее невозможно обыграть — рано или поздно, каждый проигрывает. Но настоящему страшна не она, а то, что она окружает — место, где ведутся интриги, каждый прячет свои секреты, люди деруться за власть и предают друг друга. У нас не всегда есть возможность отказаться от навязанной роли — порой приходится вступать в игру. Но мы все же можем выбирать, за что именно сражаться, и не должны забывать, что эта борьба — не против, а ради друг друга.
Я знаю: ты сделаешь всё ради того, чтобы помочь. Я готова идти за тобой с открытыми глазами. И если что-то случится со мной — это будет не потому, что я оказалась не в том месте не в то время. Это будет потому, что я оказалась ровно там, где хотела быть.
войдите или зарегистрируйтесь