Нил Гейман. Marvel. 1602

  • Нил Гейман «Marvel. 1602» М.: Комикс ЛТД, 2010

Сочинение «альтернативных биографий» знаменитых супергероев и сверхзлодеев — одно из любимых развлечений мэтров западной индустрии комиксов и самый доступный способ борьбы с инерцией жанра. Что было бы, если б Супермен приземлился в Советском Союзе, а Джокер стал спасителем Готэм-сити? Вроде почти те же герои и та же история — но стереотипы восприятия расшатывает изрядно. Забава, казалось бы, для узкого круга посвященных, постмодернистские игры избранных — но если учесть, что тиражи самых популярных серий комиксов сравнимы с тиражами классиков марксизма-ленинизма, а подростки едва ли не молятся на всех этих бэтменов и спайдерменов, проникаешься к авторам апокрифов невольным уважением. Заигрывать с религиозными чувствами верующих — это, знаете ли, всегда чревато.

Графический роман «1602», созданный писателем Нилом Гейманом и художником Энди Кубертом, вполне укладывается в рамки этой традиции. Да не введет вас в заблуждение безграмотный слоган на обложке («Средневековые герои наших дней!»): средневековье здесь ни при чем, действие происходит в самом начале XVII столетия, в последние дни правления королевы Елизаветы I — то есть в эпоху, которую в исторической науке принято называть Новым временем. Европа живет предчувствием Апокалипсиса: старая королева Англии дышит на ладан, операция «Преемник» идет полным ходом, Испания, несмотря на недавний разгром, хищно поглядывает на английские земли — это с одной стороны. С другой стороны, над Англией и частью континентальной Европы бушуют бури неслыханной силы, молнии безжалостно режут небо, в городах и селах плодится «ведьмино отродье», а глава святой Инквизиции не знает ни сна, ни отдыха. В общем, Последняя Битва явно не за горами, только участвовать в ней будут не ангелы и бесы, а несчастные, которым не повезло появиться на свет со сверхчеловеческими способностями — или каким-то образом развить их в себе уже в зрелые годы. То есть те самые сверхгерои, которые в традиционной «вселенной Marvel» начали рождаться лишь 350 лет спустя. Но даже если эту «битву титанов» удастся предотвратить, само нарушение пространственно-временной ткани со дня на день приведет к гибели нашу Землю, а заодно и мириад сопряженных параллельных миров...

Ход довольно тривиальный, неспроста Гейман признается в послесловии: «Я очень старался не написать еще одного «Песочного Человека». Получилось на ять — глубиной и идейно-философской насыщенностью «Сэндмена» тут и не пахнет, автор играет в совсем иные игры. Будьте проще — и люди к вам потянутся. Сработало: хотя ехидный критик из журнала «Time» и наградил «1602» титулом «худшего комикса года», фанаты марвеловской вселенной восприняли нарушение неписанной конвенции и перенос действия в елизаветинскую эпоху благосклонно, не порвали Геймана на британский флаг (что, учитывая его происхождение, было бы вполне логично).

К слову о фанатах и «казуалах», то есть случайных читателях. До выхода этого графического романа в России знатоки и ценители вовсю запугивали нас, простаков: ничего-то вы не поймете, если не осилили подшивку марвеловских комиксов за последние полста лет! Ответственно заявляю: чепуха. Чтобы разобраться в фабуле и проникнутся пафосом этой пышной костюмной драмы, вовсе не обязательно зубрить от корки до корки биографии всех тридцати супергероев, которые появляются на этих страницах. Достаточно самых общих представлений о марвелловской вселенной — о Фантастической Четверке, Людях Икс, Капитане Америке, Торе и т.п. Гораздо важнее худо-бедно ориентироваться в истории, геополитике и культуре Европы начала XVII столетия. Какие отношения связывали короля Якова Шотландского и Елизавету Английскую? Что происходило с институтом испанской инквизиции на рубеже веков? Какая судьба постигла Роанок, одну из первых английских колоний в Новом Свете? Вот это читателям «1602» действительно пригодится. Ибо в нашем мире не в меньшей степени, чем во вселенной Marvel, справедливы слова, сказанные Ридом Ричардсом на борту судна, несущего команду супергеров к берегам Америки: «Мы плывем на корабле, полном монстров и чудес. В надежде, что выживем в мире, где все играет против нас, в мире, которому, судя по всему, очень скоро придет конец. Однако я утверждаю, что мы находимся в удивительной вселенной. Во вселенной, где ни одна история по-настоящему не заканчивается. В которой могут быть только продолжения».

Публикуется с разрешения журнала «FANтастика».

Купить книгу на Озоне

Дата публикации:
Категория: Фантастика
Теги: комиксНил Гейман
31