Два источника по истории Древней России
Два источника по истории Древней России
К сожалению, реконструкция истории Древней России первой половины XXI века весьма затруднительна: до нас дошли лишь два источника, относившиеся к детской литературе, а потому избежавшие забвения. К счастью, эти источники — сказка «Несси» и роман «Ампула Грина» — написаны представителями противоборствующих сторон, что дает возможность реконструировать относительно объективную картину происходившего. Конфликт, которому посвящены оба источника, представляется столкновением двух партий — «партии стандартизации» и «партии дифференциации», также именуемых в историографической науке сторонниками консолидации империи и региональными сепаратистами соответственно.
Не исключено, что знаменем и символом имперцев были круги и треугольники, а эмблемой сепаратистов — шары и пирамиды. Именно эти символы позволяют исследователям истолковать оба источника как относящиеся к единой эпохе и — кроме того — как затрагивающие историю одного и того же противостояния.
Оба источника датированы первым десятилетием XXI века. Первый надписан именем Заиры Дреевой, историкам неизвестной, второй приписан Владиславу Крапивину, персонажу уральского фольклора и, вероятно, реально существовавшему правителю.
«Имперский текст» повествует о заговоре, в результате которого в центре империи была построена Черная Пирамида, а над ней повис в воздухе Черный Шар. В результате этого империя оказалась разделена на семь округов, в каждом из которых изменились физические и магические законы.
Обитатели каждого из округов превратились в существ, бесполезных или опасных для людей, и уж в любом случае на людей не похожих. Вспыхнувшая гражданская война между людьми и чудовищами закончилась появлением императора, разрушением Пирамиды, уничтожением всех нелюдей и захватом висящего в воздухе Шара. Симпатии же «сепаратистов» всецело на стороне «людей, на людей не похожих»: по их версии, раздробление империи стало реакцией на унификацию образа жизни ее обитателей, преследовавшую любые отклонения от эталона «подданноговоина», не доверяющего никому из своих близких и готового принести любого из них в жертву интересам империи. Репрессии против граждан привели к тому, что противники казарменной унификации отложились от империи, уже позже объединившись в Союз Вольных Городов и начав позиционную войну с применением искажения пространственно-временной ткани. Пирамида, упоминавшаяся также и в первом тексте, описывается как важнейшее для Союза Вольных Городов орудие «исправления времени».
Если предположить, что «текст Дреевой» был написан после «текста Крапивина», то возникает ощущение, что именно разрушение имперцами генератора искажений времени и стало причиной разгрома сепаратистов и физического уничтожения их городов, «текст Крапивина» же описывает более ранний период, когда защита генератора считалась возможной. Оружие героев «текста Крапивина» — шары, которые те должны донести до пирамиды, чтобы сохранить свои города. Оружие героев «текста Дреевой» — амулет, похищенный у сепаратистов и разрушающий «призрачную» составляющую их городов.
К слову, огромный Шар, висящий в воздухе и преломляющий солнечный свет, описан в «тексте Крапивина» и «тексте Дреевой» почти одинаково. «Текст Крапивина» упирает на отсутствие на Шаре гарнизона и исключительно религиознокультовую функцию объекта, однако не исключено, что пространственное искажение, удерживавшее Шар в воздухе, было как-то связано с искажениями временными.
Согласно «тексту Дреевой», Шар был уничтожен с применением технологии полета, также недоступной имперцам и похищенной ими у более развитых сепаратистов. Оба текста указывают на отсутствие у имперцев возможности летать, которой сепаратисты обладали.
Для сепаратистов имперцы — люди без чести и гордости, преследующие всех, кто отличается от «нулевой нормы», и отрицающие ценность отдельного человека. Эпизод с жертвоприношением, которое император совершил для окончательной победы, в «тексте Дреевой» подтверждает это явление, однако представляет его в совершенно ином свете, как борьбу «полноценных» людей с «чудовищами», которые для имперцев не могут иметь равных с людьми прав.
Для имперцев мир сепаратистов ирреален. В «тексте Дреевой» главная героиня, Несси, полагает, что она спит, а потому не боится ни собственной смерти, ни негативных последствий своих действий для «несуществующего» мира своих снов. «Текст Крапивина» подтверждает эту черту имперского самосознания, заостряя внимание на ее слабой стороне: оплот сепаратистов, город Инск, защищен именно тем, что в его существование не верят власти империи.
По всей вероятности, техническое отставание имперцев от сепаратистов действительно имело место, однако было компенсировано большей решительностью и жестокостью последних при подавлении своих оппонентов. Оба текста указывают, что сепаратисты брали пленных, а имперцы — нет. Возможно, именно поголовное истребление победившими имперцами сепаратистов, которые являлись интеллектуальной и исследовательской элитой общества Древней России, и привело к постепенному упадку и гибели империи, чем и объясняется скудость источников об изучаемом нами историческом периоде.
войдите или зарегистрируйтесь