Из гувернантки в светскую львицу 

  • Уинифред Уотсон. Один день мисс Петтигрю / Пер. с англ. Ю. Мачкасова. — М.: Livebook, 2018. — 304 с. 

Осенний вечер, как известно, предназначен для грустных размышлений о тщетности бытия. Однако этого можно избежать, выбрав удачную книгу для чтения. 

«Один день мисс Петтигрю» — третий из шести непохожих друг на друга романов британки Уинифред Уотсон. Писательское ремесло для нее не было ни основным источником дохода, ни делом всей жизни, ни даже серьезным хобби. Тем удивительнее, что все книги автора написаны столь мастерски и ярко, что они не только покорили сердца жителей туманного Альбиона середины XX века, но и стали английской классикой, пусть и не с большой буквы. 

Роман об одном дне из жизни благовоспитанной гувернантки обилием красок и внешней хаотичностью напоминает картины Пикассо. Сам сюжет, правда, незамысловат: мисс Петтигрю хочет устроиться на работу к некой мисс Лафосс. Однако вместо скучного собеседования она попадает на настоящий праздник жизни с роскошными нарядами, любовными страстями и блеском светской жизни. 

— Порядочные женщины так не поступают. 
— Вы порядочная женщина? 
— Да. 
— Так и знал, — мрачно сказал Джо. — Я сразу почувствовал в вас что-то необычное.

Знакомство главной героини с очаровательной мисс Лафосс, ее лучшей подругой мисс Дюбари и их возлюбленными (которых оказывается несколько больше, чем положено иметь приличным дамам) помогает мисс Петтигрю посмотреть на себя с новой стороны, увидеть в первую очередь женщину, а не всеми презираемую домработницу и, конечно, встретить первую любовь.

Она так и не уловила смысл разговора, но ее это совершенно не заботило. Она наслаждалась вниманием. Душа ее громко пела. Никто никогда не разговаривал с ней вот так, на равных. И то, что разговор происходил полунамеками, доставляло ей особенное удовольствие. Если задуматься, то с ней вообще редко разговаривали о чем-либо как с человеком, а не со служанкой. И вдруг кто-то согласен был принять ее в свой круг, открыть ей глубоко личные тайны, поставить ее наравне с собой.

Сюжет романа, который, кажется, создан для того, чтобы быть поставленным на сцене, не нов, как не новы и даже несколько шаблонны персонажи. Но Уотсон, в отличие от ее коллег-писательниц, работающих в жанре романтической комедии, удалось наполнить произведение событийностью, потрясающими остроумными (а иногда и немного абсурдными) диалогами и забавными ситуациями, уведя таким образом роман из 2D в 3D-формат. 

Немаловажную роль в этом сыграл и идеально выбранный объем: книга читается на одном дыхании, в ней нет провисаний, излишней статики, длинных описаний или занудных диалогов. Роман постоянно держит героев, а вместе с ними и читателей в напряжении. 

Автор сжато демонстрирует трансформацию характеров, убрав типичные для данного жанра внутренние монологи и размышления, в которых персонажи тщетно пытаются бороться с пробудившейся в них страстью. 

Так, мисс Петтигрю, воспитанная викарием в строгости и уважении к нормам морали, сначала относится к своей потенциальной нанимательнице — мисс Лафосс — с неодобрением, особенное же возмущение у нее вызывает количество ухажеров девушки. Однако спустя буквально несколько страниц гувернантка начинает понимать всю ограниченность своей точки зрения и восхищается смелостью и неподдельностью чувств красавицы. 
Более того, из скромницы, большую часть жизни молча сносившей косые взгляды и ругательства, она превращается (неожиданно и для себя, и для мисс Лафосс) едва ли не в вершительницу судеб: мисс Петтигрю за два часа успевает выпроводить из дома девушки задержавшегося там молодого повесу и с не меньшей настойчивостью защищает актрису от погружения в бездну греховных (но это этого не менее приятных) страстей вместе с Ником — опытным соблазнителем с чарующим взглядом. 

При этом практически мгновенные изменения характера и взгляда на жизнь выглядят вполне уместно, естественно и обоснованно. 

Так, так, — подумала прежняя, вчерашняя мисс Петтигрю, покачав головой. — Какая неопрятность! Какая невоспитанность! Беспорядок. Безразличие. Дурное воспитание. Спальня порядочной дамы не имеет права находиться в таком состоянии". Впрочем, ее немедленно перебили. «Какой прелестный разор!, — подумала новая мисс Петтигрю. — Какая очаровательная легкость! Торжество небрежности. Не следить за порядком. Не подчиняться приличиям. Долой порядочность.

Живая и легкая комедия с простым посылом и очаровательным британским юмором «Один день мисс Петтигрю» вовсе не претендует на лавры эталонного английского романа, однако, безусловно, заслуживает внимания, особенно тех, кто устал от серых будней и серьезного чтения.

Дата публикации:
Категория: Рецензии
Теги: LivebookУинифред УотсонОдин день мисс Петтигрю
78