Чебурашка и некроманты
Чебурашка
Режиссер: Дмитрий Дьяченко
В ролях: Сергей Гармаш, Ольга Кузьмина, Полина Максимова, Федор Добронравов, Елена Яковлева, Сергей Лавыгин, Дмитрий Лысенков, Артем Быстров, Софья Зайка, Наталья Щукина, Ева Смирнова
Страна: Россия
2023
Январь 2023 года стал самым кассовым месяцем в истории отечественного кинопроката. Причиной тому — семейная комедия «Чебурашка», поставленная Дмитрием Дьяченко. Стартовав на больших экранах 1 января, картина менее чем за месяц собрала самую грандиозную кассу за всю историю российского кинематографа: на момент написания этой статьи фильм заработал свыше 6 миллиардов рублей, заткнув за пояс даже высокотехнологичного «Аватара» Джеймса Кэмерона. Одно только это чудо чудное, диво дивное привлекает к «Чебурашке» все большее и большее внимание зрителей. Однако значат ли столь впечатляющие цифры, что фильму суждено стать новой киноклассикой?
Несомненно, именно такую цель ставила перед собой команда топовых профессионалов, работавшая над проектом: в сотрудничестве с «Союзмультфильмом» им занималась компания Yellow, Black and White («мать» онлайн-кинотеатра START). Кроме того, в числе генеральных продюсеров — Антон Златопольский, а значит, фильму не миновать прайм-таймовой телепремьеры на канале «Россия-1». То есть масштабы с самого начала были заданы максимальные.
Потому и режиссировать «Чебурашку» доверили уже искупавшемуся в зрительской любви Дмитрию Дьяченко, поставившему «Квартету И» популярные комедии «День Радио» и «О чем говорят мужчины», а также снявшему первые сезоны «Кухни» и фэнтезийную франшизу «Последний богатырь». На ведущие роли пригласили народных артистов Сергея Гармаша, Федора Добронравова, Елену Яковлеву, инкрустировав блистательный каст звездами платформы START.
В итоге у авторов проекта получилось имеющее успех упражнение в экранной… некромантии.
Подлинной целевой аудиторией «Чебурашки» (рейтинг которого 6+) являются вовсе не дети, а взрослые — от 35 лет и старше. Как раз те, кто успел пожить в СССР. Это наиболее платежеспособная категория зрителей, зачастую — родителей, за которыми и остается последнее слово в выборе фильма для семейного просмотра. В новогодние каникулы, когда всем хочется немного волшебства, отнюдь не грех триггернуть в повзрослевших детях ностальгию по прошлому — исторически сложилось, что советскому, — и тоску по детству. По сказке.
Что создатели фильма и сделали, вновь призвав к жизни (подобно некромантам) одного из главных персонажей советской массовой культуры — Чебурашку, придуманного в середине 1960-х Эдуардом Успенским и полюбившегося публике благодаря циклу книг о приключениях крокодила Гены и его друзей, а также кукольным мультфильмам Романа Качанова.
Оглядываясь назад, Дьяченко с товарищами стремились сделать новое «старое» кино: несмотря на то, что заглавный герой, озвученный актрисой и телеведущей Ольгой Кузьминой, обрел объем при помощи компьютерной графики, в «Чебурашке» очевидны попытки стилизации под советский фильм. Кадр слегка состарен, словно немного подернут патиной: цвета чуть приглушены и отдают сепией. Музыка напоминает мелодии оттепели (композитор Иван Канаев), а закрепляет эффект знаменитый вокализ в исполнении Эдуарда Хиля, широко известный сегодня как «Трололо».
В дендрарии приморского городка трудится садовником сумрачный, немногословный Гена. В обновленной истории о Чебурашке он стал человеком, однако Сергей Гармаш слегка подчеркнул «звериное» происхождение своего героя, наделив его вполне крокодильей мимической непроницаемостью и хищным, сообщающим о недовольстве, рыком. В книге Успенского фигурирует коллега Гены по работе в зоопарке — крокодил Валера. В фильме Валера в исполнении Федора Добронравова, одарившего героя мягкой простонародной ироничностью, тоже вочеловечился, стал единственным другом Гены и действительно служит в зоопарке. Еще у Гены есть внук, тесть, дочь Таня (Полина Максимова) и настоящая драма из прошлого, неожиданно (особенно на фоне сказочного дождя из апельсинов и приторно-невозможной развязки фильма) поданная режиссером в абсолютно реалистическом ключе: Генины отношения с Таней не ладятся из-за того, что он предал ее — после трагической гибели жены отдал на воспитание тетке.
Антагонистами этой не самой дружной компании становятся высокомерная владелица шоколадной фабрики Римма (Елена Яковлева), стремящаяся задавить Танин кондитерский бизнес — печальная гадина предпенсионного возраста, прототипом которой стала Шапокляк, — и ее прихвостень Ларион (Дмитрий Лысенков), в которого «мутировала» крыса Лариска. Лысенков, как и Гармаш, нашел для своего героя «животную» краску — время от времени Ларион по-крысиному морщит нос и обнажает резцы.
Сюда-то — с апельсиновой плантации жаркой испаноязычной страны — и надуло ветром неведомую мохнатую зверушку с широко распахнутыми глазами, детским голоском и огромными круглыми ушами, которыми говорун Чебурашка, «обладающий умом и сообразительностью», периодически очаровательно прикрывает свою трехмерную мордашку.
Работа художников по костюмам и предметный мир «Чебурашки» впечатляют, однако создатели фильма столь усердно идеализируют атмосферу «ушедшего», что порой даже теряешься: а в какое время происходит действие? Вроде бы в наше: вот Гена идет мимо шеренги электрических самокатов, а на внучке Риммы — толстовка с капюшоном. Но вдруг приметы современности размываются (вместо смартфонов — проводные стационарные телефоны, вместо плазменных телевизоров — сплошь книжные полки), и действие начинает утопать в каком-то чудесном безвременье, в сладковатой ностальгии по «былому», когда деревья были большими, а платежеспособный целевой зритель — маленьким.
И все же «просоветскому» «Чебурашке» не удается избежать влияния американской культуры: заглавного героя, подобно Дороти из «Волшебника страны Оз», приносит в наши широты мощнейший ураган, а «кондитерская» сюжетная линия неминуемо напоминает о «Чарли и шоколадной фабрике».
Фильм и сам похож на аппетитно выглядящий десерт, сделанный лучшими бутафорами страны: радует глаз своей красочностью, но не содержит пищевой ценности. Внутри у этого яркого пластикового пирожного лишь пустота. Разумеется, в картине есть конфликт, сюжетные перипетии, кульминация и простенькая мораль, поверх которых слоями наложены несколько старательно проработанных увеселительных аттракционов, — но все это функционирует сугубо механически, лишено легкости, остроумия и, главное, жизни. Во всем происходящем на экране ощущается вторичность: даже для большинства артистов их роли в «Чебурашке» — закрепление пройденного, тиражирование штампа.
Зрительской памяти здесь, в отличие от советских кинохитов, не за что зацепиться. Нет фраз, которые могли бы уйти в народ, — кроме, пожалуй, одной, звучащей из уст Лариона. «Я был максимально опасен», — говорит герой Лысенкова, в очередной раз играющего маленького, но наделенного ограниченной властью человека, настолько контрастирующего с этой репликой, что мастерски найденная артистом бравурная интонация делает всю сцену. Нет полноценных характеров или, по крайней мере, запоминающихся масок. Нет по-настоящему остроумных шуток. Хуже того, фильм заканчивается экранизацией бородатого анекдота про Гену, Чебурашку и тормозящего их гаишника: «Снимите этого с руля…» Если этот эпизод и вызывает улыбку, то максимум снисходительную. Та же история — с цитатой из «Иронии судьбы» («Тепленькая пошла»), обыгранной Чебурашкой в сугубо урологическом смысле. Едва ли может по-настоящему народное кино, стремящееся стать новой классикой, пытаться реанимировать шутки полувековой давности, да еще так плоско, без ядреной постмодернисткой иронии.
В истории отечественного кинопроизводства новый «ушастик», разумеется, уже обеспечил себе место, — однако отнюдь не благодаря художественным достоинствам. Холодный расчет, ставка на ностальгию и грамотный маркетинг — магическая формула сработала, любимый миллионами бывших детей Чебурашка воскрес. Вот только по-настоящему живым, увы, так и не стал.
войдите или зарегистрируйтесь