Иван Плотников. Астроном поменяет прогнозы
Иван Плотников родился в 1993 году в Екатеринбурге. Окончил институт иностранных языков Уральского государственного педагогического университета. Кандидат филологических наук. Работает учителем в школе. Стихи публиковались в журналах «Урал», «Крещатик», «Плавучий мост», «Флаги». Редактор поэтического альманаха «Противоречие». Лауреат премии им. А. Верникова.
Борис Кутенков: Страстный поиск красоты — спрятанной, невидимой миру, — отражен в каждом стихотворении Ивана Плотникова. Мандельштамовская строка «хорошо и не страшно в лесу», играющая в интертексте, светится совсем по-другому в соседстве «окраины ада» — то ли как нота горько-иронического эскапизма, то ли как просветление вопреки (скорее второе). Эта красота, часто возникающая в близости к страшному («убийство священной лошади»), уж точно не спасет мир — но гармонизировать отрезок времени для отдельного человека вполне в состоянии.
АСТРОНОМ ПОМЕНЯЕТ ПРОГНОЗЫ
***
Первому ангелу снится
рыбы текут по берегу
против течения
ангел стоит по колени в воде
слышит
река без рыб иначе звучит.
Второй видит сон
видит себя в зеркале
слышит как сердце стучит
деревья зелёные в зеркале опадают
птица которой нет клюв открывает.
Третий
только во сне летает.
***
1.
и прогоревшая звезда
пересекает ночь броском
и мы не будем спать когда
на всех расскажут гороскоп
один когда б не родились
перед глазами долгий след
когда б созвездия срослись
когда б не линии ракет
2.
Астроном поменяет прогнозы.
Ощущается как темнота
этот свет, проливающий слёзы,
негасимый теперь никогда.
И неясно, в котором часу
ожидать в эту ночь звездопада
или с тёплым дыханьем лису.
Повторяй на окраине ада:
«Хорошо и не страшно в лесу»
***
убийство священной лошади
лекарство от слепоты
в гриву вставляют цветы
ночью на площади
снег из солёных конфет
и пастила из пепла
всё забирает прозрения свет
если рука окрепла
***
Лёгкими вспышками тянется темнота,
тёплой рекой проплывают пустые чернила,
в воздухе светлого снега слепая черта
прячет глаза, но дыхание очертила.
Так не хватает зимой одного вещества,
вроде прозрачной листвы в очертаниях ветра,
вроде течения тёмного, как слова,
нет утешенья в тепле, и не надо света.
***
В России так много места,
что текст
расползается по бумаге.
Время движется диафильмом,
но никто не читает
слова под кадрами.
Что было в них? Никто не помнит,
память обо всём остальном
заняла эту пустоту и
сама стала диафильмом.
Кажется, что всё связано
только темнотой между кадрами
и темнотой зимы.
И, если хочешь написать стихотворение,
нужно решать:
Собрать расползающиеся слова,
чтобы смотреть со стороны
на эту пустоту, темноту.
И, застёгнутым на все пуговицы,
сказать себе: нет.
Ничего не связано,
и это хорошо.
Или
Самому растечься по темноте
и белизне зимы,
говорить себе: да,
всё связано,
я помню всё,
и это очень
очень плохо.
***
Найдите мне самый короткий стишок,
и я расскажу об оставшейся книге.
Хочу, чтоб в глаза не бросались улики,
хочу, чтоб всегда пустовал корешок.
И всё объясняется рифмой простой,
что замыслом высится твой долгострой,
что замысел твой изначально решён,
и нам драгоценны случайные блики.
Так в поле земля, укрываясь травой,
намеренно прячет слезу земляники.
***
Музыка обитает в немых голосах,
Смерть — в отражениях лиц.
Небо играет ветром на волосах,
Прячет своих синиц.
Сердце ищет в прозрачных глазах
То, что слетело с ресниц
***
Оставляя белый пепел,
выцветает красный цвет
даже там, где раньше
не был, ветер рассыпает след.
И проходят поколенья,
ищут призрачный ответ,
так поля для заполненья
заполняет белый цвет.
И одно большое слово
станет больше, чем страна,
чтобы всё пройти по новой,
затихает красный говор,
остаётся тишина.
***
Словно ветер твоими руками
изменил фотоснимок простой.
Находя незаточенный камень,
разбивается банка с водой.
Собираются в рамку осколки.
На лице не порез, но излом
высыхающей маленькой волги,
и вода утекает в стекло.
***
тенью слепого снега
зрячий свивая снег
жизнью без человека
дышит земля во сне
видит в прозрачной глине
ветром ползёт змея
где непрозрачно синий
должен зимой зиять
воздух немой листвою
слово горит кустом
рыбкой ли золотою
светится подо льдом
***
Пусть говорящий за двоих
всё время начеку,
но мёртвой бабочкою
стих приколот к языку,
другой неслышим невесом,
подобен журавлю.
Привидится увидеть сон,
в котором я не сплю,
где птица тихая сидит
в несомкнутых руках,
и мой лунатик говорит
на разных языках.
войдите или зарегистрируйтесь