Реймонд Чандлер. Вечный сон. Высокое окно
- Перевод с английского Александра Ливерганта
- АСТ; Транзиткнига, 2004
- Твердый переплет, 416 с.
- ISBN 5-17-021575-4; 5-9578-0550-5
- Тираж: 4000 экз.
Хорошему детективу для успеха необходим хороший детектив.
Тавтология абсолютно оправдана: детективу-жанру нужен детектив-герой, желательно переходящий из одного романа (рассказа) в другой. Хороших и даже отличных детективных книг много, хватает в них и достойных персонажей, но при этом (стоит обратить внимание) едва ли не все сыщики англоязычной (и не только) литературы второй половины минувшего века создавались с оглядкой на Филиппа Марлоу, постоянного героя романов великого Реймонда Чандлера.
Нет смысла спорить, кто более велик: Чандлер или Дэшил Хэммет. Оба создателя «школы крутого детектива» — писатели замечательные, оба немало потрудились для включения криминального жанра в круг «серьезной литературы». В чем-то Хэммет превосходит Чандлера, в чем-то наоборот. Но в одном Чандлер точно преуспел больше: в создании героя — символа жанра. Безымянный оперативник или Сэм Спейд Хэммета все же не сравнятся с Марлоу по выразительности.
Обо всем этом нам лишний раз напоминают романы «Вечный сон» (первый роман Чандлера после серии рассказов, вышедший в 1939 году) и «Высокое окно» (третий у писателя, вышел в 1942), изданные одной книгой.
В «Вечном сне» Марлоу получает задание от генерала Стернвуда помочь дочери военного выпутаться из проблем с шантажистом. Дело с каждой страницей принимает все более серьезный оборот, вскрываются секреты семьи, обеих дочерей Стернвуда, а помимо шантажиста Марлоу сталкивается и с не слишком дружелюбными гангстерами. «Высокое окно» приводит частного сыщика в дом миссис Мердок, которая озабочена пропажей редкой монеты. Эта неприятность дает сыщику возможность в очередной раз столкнуться со скрытыми от чужих глаз проблемами клиентки, а также снова встретиться с разнообразными типами вне закона.
Не стоит особенно распространяться о сюжетах, пересказывать детектив дело вообще неблагодарное. Чандлер обычно следует схеме: Марлоу получает простое, на первый взгляд, дело, дело оказывается сложным, обрастает убийствами, в него вовлекаются гангстеры и полицейские, сыщик выступает один против бандитов (Чандлер не из тех, кто романтизирует преступность), служителей закона (традиционная для американской литературы тема неприязни к власти и ее слугам находит отражение во всех книгах Чандлера) и даже против клиентов (раскрывшиеся секреты благополучных вроде бы людей делают их немногим привлекательнее обычных гангстеров); но Марлоу идет до конца и, несмотря ни на что, дело раскрывает.
Но следование этой схеме отнюдь не делает романы однообразными и скучными. Напротив, книги Чандлера изобилуют неожиданными поворотами и сложными ходами (особенно «Вечный сон», в хитросплетениях которого до сих пор не все разбираются), а схема — лишь повод блеснуть умением рассказать захватывающую историю, усилив эффект реалистичностью происходящего (особенно в том, что касается описания полицейских методов или деятельности преступных организаций) и несомненным литературным талантом. Стиль Чандлера, его иронию, отточенные диалоги, выразительные описания, динамизм имитировали многие, некоторые не без успеха. Однако оригинальности и силе таланта писателя такие имитации ничуть не повредили, наоборот, придали его книгам заслуженный культовый статус.
Конечно, центром романов остается Марлоу. Едва ли не главный герой мифологии «крутого детектива». Сыщик-профессионал, пользующийся мозгами, кулаками и оружием с равной степенью ловко, а одновременно ироничный (и самоироничный) философ, язвительный наблюдатель пороков рода человеческого. Благородство Марлоу и его следование личному кодексу всегда ведут его трудными путями, заставляют попадать в сложные ситуации, рисковать жизнью и снова убеждаться в порочности окружающего мира, но они же удерживают его от полной мизантропии. Такое сочетание внешнего цинизма и внутреннего идеализма делают Марлоу привлекательным для миллионов читателей, а его юмор и ирония не позволяют образу уподобиться паточному «рыцарю без страха и упрека». Притягательность Марлоу Чандлер усиливает повествованием от первого лица, делающим читателя словно собеседником обаятельного детектива. Немудрено, что Спиллейн, Паркер, Крейс и многие другие в стремлении создать образ «своего» сыщика неизбежно повторяли находки Чандлера, всех персонажей «крутого детектива» еще долго будут сравнивать с Марлоу.
Если же вернуться к книге, то «Вечный сон» я бы назвал одним из трех лучших романов Чандлера вообще (вместе с «Прощай, любимая» и «Долгим прощанием»). «Высокое окно» чуть уступает в напряженности и закрученности сюжета, но какая разница. Это Чандлер, а каждый роман писателя — настоящее удовольствие.
Категория: Детективы и триллеры
войдите или зарегистрируйтесь