Блогер — друг, критик — судья
Спорить о том, заняли ли блогеры прочное место на литературной арене, довольно бессмысленно, ибо это факт уже свершившийся. Скорее стоит переходить к следующему этапу — осмыслению блогерства как феномена (чем занимаются в основном зарубежные коллеги1 и с некоторых пор писатель и критик Ольга Брейнингер на страницах журнала «Дружба народов»2) и, чем черт не шутит, попыткам пойти на контакт с инопланетянами. И в России уже появилась премия (даже не одна!) для блогеров, а дискуссии об этом постепенно переходят из интернет-пространства3 в реальную жизнь. Так, в прошлые выходные издательство «Лимбус-пресс» организовало дискуссию, в которой приняли участие блогеры, критики, редакторы и даже переводчики. Почти три часа не умолкало живое обсуждение, по следам которого и родился этот текст.
Какие в природе встречаются блогеры и критики?
Прежде всего нужно разделить исследуемую группу по типу выбранной ими площадки, поскольку уже здесь наблюдается серьезное противостояние текстовой и визуальной составляющих (проще говоря — картинки). Самых популярных площадок, пожалуй, три: Instagram, Telegram и YouTube. Впрочем, нужно сказать, что и Facebook в определенном смысле также является местом для высказывания (взять, например, длинные и практически художественные тексты Валерии Пустовой о жизни или регулярные окололитературные посты Галины Юзефович). Facebook же, пожалуй, — наиболее популярное место для дискуссий в литературной среде, которые, увы, нередко перерастают в холивары.
Для успеха в Instagram требуется умение видеть и создавать красивые изображения, а текстовая составляющая, ограниченная двумя тысячами знаков, оказывается второстепенной. Как признаются многие Telegram-блогеры, они выбрали эту соцсеть именно потому, что здесь превалирует текст, а части визуальной можно уделять гораздо меньше внимания, или же вовсе не заниматься ею. Но и здесь нужно сделать несколько оговорок: текст текстом, но все же короткие, пусть и остроумные (это, кстати, очень важно для Telegram) заметки, не тянут на полноценный анализ текста — а на первый план, как и в Instagram-отзывах, часто выходит пересказ вкупе с описанием эмоционального переживания, которое испытал автор при чтении. Поэтому авторы из Telegram часто публикуют более длинные тексты на Medium или Yandex.Zen, а также на Telegraf — специально предназначенной для этого платформе самого Telegram. Особое место в этой системе занимает YouTube — от такого рода блогеров требуется быть харизматичными, мало-мальски уметь держать себя перед камерой — и вообще-то хорошо говорить — то есть обладать навыками риторическими.
Критика, впрочем, — среда тоже очень и очень неоднородная. Есть так называемые толстожурнальные критики — критики «правильные», «настоящие». Они в основном и пишут длинные и сложные тексты, которые, если говорить языком науки, называются критическими статьями. Есть и другая категория — книжные обозреватели. Эти публикуются на популярных площадках и все же стараются говорить с читателем на языке ему более понятном. Тем не менее обе эти категории авторов если и ждут от читателей какой-то реакции, то скорее в формате какой-нибудь полемической ответной статьи (впрочем, такой формат диалога определяется и самими площадками для публикации — именно поэтому, что называется, «кухонные разговоры» и совершаются в Facebook).
Почему мы друг друга не любим?
Попробуем разобраться, какие же претензии предъявляют, с одной стороны, критики к блогерам, а с другой — блогеры к критикам.
Критики | Блогеры |
---|---|
Высокомерные | Низкий уровень грамотности |
Недоступные | Низкий культурный уровень |
Трудны для понимания | Поверхностные |
Безличные | Демонстрируют слишком много частной жизни (книги, книги где?!) |
Группируются по литературным интересам | Похожи друг на друга (пишут об одних и тех же книгах одними и теми же словами) |
Не критикуют «своих», но критикуют «чужих» | Обманывают читательские ожидания (например, вместо заявленного блога про книги получаешь блог про мытье головы) |
Очень субъективные | |
Не признают авторитетов, готовы сбрасывать всех с парохода современности |
Как можно заметить, претензий к блогерам предъявляется гораздо больше — и в этом видится вообще склонность нашего общества (и его культурной части) к тому, чтобы проводить боевое крещение любого неофита его торжественным выбросом за борт посреди озера — выплывет, хорошо, можно продолжать работать, не выплывет — так ему и надо. Нам только забыли сказать, что метод кнута вообще-то работает далеко не так удачно, как пряника. При этом оказываются неважными колоссальные положительные моменты блогерства. За счет простоты высказывания и ставки на субъективное (не будем забывать, что любое высказывание субъективно, но тут оно как бы субъективно в квадрате) блогеры оказываются гораздо ближе к массовому читателю. Добавьте к этому их невероятную открытость к общению — и вуаля — та пропаганда чтения, которой занимаемся все мы, приобретает гораздо более широкие масштабы, чем можно было себе представить. На встрече в «Лимбусе» было очень точно подмечено: если блогер воспринимается как друг, то критик — в первую очередь как судья (заметьте, даже не учитель!). Ответ на вопрос о том, к кому вы пойдете, чтобы поговорить о книжках — которые, не нужно забывать, все еще остаются в том числе формой развлекательного досуга — достаточно очевиден. Впрочем, нужно отдать должное некоторым критикам, изо всех сил старающимся наладить с аудиторией обратную связь, которая далеко не всегда бывает приятной.
Есть и еще одна, мягко говоря, скользкая тема — вопрос монетизации — который в случае с блогами (в первую очередь, конечно, в Instagram) решается гораздо более успешно, чем в среде профессиональных критиков. Все мы знаем, что большинство толстых журналов (публикация в которых все еще считается весьма престижной) — не имеют возможности платить гонорары. Вот и получается, что тот самый пресловутый профессиональный критик денег своей профессией и не зарабатывает, а обычно вынужден работать еще в паре... десятков мест. В то время как блогер-непрофессионал, человек, который берет и просто читает книги без всяких там разборов структуры текста и анализа персонажной системы, при условии, что его блог популярен, — более-менее регулярно получает рекламные предложения. Несправедливо как-то.
Мы живем в то время, когда создание личного бренда и его монетизация стали возможны практически для каждого. Удивительным образом в эпоху интернета всем оказалось интересно все. Через личные блоги открываются ранее закрытые сообщества — например, врачей или ученых, помогая увидеть то, как устроен какой-то другой мир. Удовлетворяются таким образом две естественные потребности человека — интерес к частной жизни и стремление к познанию.
Case study
Впрочем, перейдем от абстрактных рассуждений к конкретным примерам. Попробуем сопоставить отклики на одну и ту же книгу, опубликованные разными авторами на разных площадках. Найти книгу, про которую написали бы все, оказалось не так-то и просто. Итак, барабанная дробь, общим местом для всех стали отзывы на последний роман Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи» (это должно что-то говорить о социологии литературного процесса, но речь сейчас не о том).
Отмечу сразу, что в целях чистоты эксперимента я старалась выбирать тех блогеров, которые не пишут параллельно в литературные (и не только) издания — а значит, их тексты не подвергаются сторонней редактуре — еще одно, кстати, значимое отличие публикаций в журналах (электронных или бумажных) и соцсетях. Выбор мой отчасти случаен и, конечно же, очень субъективен. Имена авторов сознательно опущены.
Итак, начнем.
Instagram: Автор читает Пелевина впервые, так как с русскими писателями вообще трудно — заставляют думать о том, о чем не хочется. Несколько строк о самой книге: в ней есть мат и ведическая тема, подкупил юмор и, судя по всему, реалистичное изображение мужчин. Итог: будем читать дальше. Вот вам и тысяча слов плюс 51 (что не так уж и много) комментарий к посту: благодарности, отклики со своими впечатлениями, рекомендации, что еще почитать у Пелевина, на которые автор поста отвечает, что никогда про эти книги не слышала — тянет на двойку за знание матчасти. Впрочем, нужно отдать должное автору канала — серьезным интеллектуалом он вроде как и не притворяется.
Telegram. Образец № 1 (отзыв в рамках площадки): Объем инстаграмного формата — примерно две тысячи знаков плюс отдельные посты с цитатами (которые, в общем, хорошо демонстрируют пелевинский стиль и образ мысли). Книга автору не понравилась по нескольким причинам: похожа на все остальные романы писателя (плюсик за включение в контекст), тематически не близка автору поста — вот и субъективность, хотя она здесь не носит обвинительного характера, а содержит, пусть и не очень ясно выраженную, попытку объяснить, почему так — на самом деле, каждый пишет о том, что видит со своей колокольни (читай — горы) и переносить в голову другому человеку своих тараканов как-то неправильно. Анализ текста отсутствует.
Telegram Образец № 2 (с выходом в Yandex.Zen): Из-за выбранного перволичного повествования сразу же усиливается ощущение субъективности высказанного суждения о романе. Есть здесь рассказ об авторе и других его книгах, анализ основных тем, предъявлены претензии, пусть и не до конца обоснованные. В целом тексу свойственна некоторая обрывочность в выражении мыслей и стилистические шероховатости. Знаков здесь даже больше, чем в рецензии какого-нибудь литературного портала или журнала, но текст не складывается в единое художественное целое. Итог: роман добротный, Пелевин — мастер, но книга к прочтению не рекомендована.
YouTube: Сразу бросается в глаза, что почти на всех превью к видео блогер держит в руках не какую-то одну книгу, а целую стопку оных. «Тест-драйв» книг октября начинается с рассказа о том, который сейчас час и почему блогер оказался дома именно в это время — что ж, интересно, но можно было и опустить. Десять новинок — и автор канала берется прочесть главу из каждой, чтобы выбрать те, с которыми знакомство продолжится дальше. Меня, по правде, смущает такой консьюмеристский подход к чтению. В процессе обзора дело переходит к ужину, а потом и вовсе к утру следующего дня. Итак, несмотря на какую-то странную психологию и смотря на убийственное описание и интересное оформление, — автор блога, поначалу с опаской подходящий к Пелевину, заключает, что читать ему все же интересно. С перерывом на чай, ужин и кино — отзыв на роман занимает две с половиной минуты. Впрочем, учитывая, что из книги прочитана только первая глава, считать это полноценным откликом просто нельзя.
Литературный сайт: В глаза сразу же бросается очевидное — резкий скачок объема — текст состоит из почти шести тысяч знаков. В этом отклике есть и контекст — как собственно пелевинских текстов, так и окружающей действительности, осмысление которой для художественного метода Пелевина очень важно. Анализ критической рецепции романов писателя, размышление о творчестве Пелевина как феномене (очень нелишнее с учетом его популярности). Небольшой пересказ сюжета — чтобы ввести читателя в курс дела. Интересно, что вместо анализа самого романа мы находим здесь скорее рассуждения о текстах писателя вообще. В итоге — однозначно определить авторскую оценку текста знаком плюс или минус достаточно сложно. Объективность торжествует.
Толстый журнал: И вот перед нами текст на двадцать тысяч знаков. Уже с первых строк заметен ярко выраженный индивидуальный стиль рецензента, из-за вычурности которого подчас не совсем ясно, что автор хотел сказать. Литературный контекст здесь выходит за рамки собственно пелевинских романов, как, впрочем, и за рамки собственно литературы. Много терминологии, много пересказа текста и очень много рассуждений по случаю. А вот анализ практически отсутствует. Что имеем в итоге — оригинальное и несомненно художественное высказывание о тексте, которое тоже оказывается гораздо ближе к полюсу субъективному. Отличие в том, что выражено это здесь не прямо — словами «понравилось/не понравилось». Впрочем, формат высказывания во многом продиктован самим предметом — и это, очевидно, сознательная установка весьма и весьма осведомленного в области литературы и литературоведения критика. Впрочем, некоторые темноты текста и мне, как вообще-то подкованному читателю, удалось понять не сразу.
Важный вывод, который можно сделать по результатам этого маленького исследования — блоги чем-то похожи на ситкомы. Врываясь в это уютное и ламповое пространство без контекста и подготовки, подчас испытываешь трудность с пониманием того, что тут вообще происходит, и — не можешь удержаться от критического суждения. Каждая же рецензия — самоценное и завершенное высказывание, обладающее и художественными достоинствами, которое (хотя и с определенными оговорками) работает и вне контекста личности автора. Вот и получается, что более длительные и доверительные отношения выстраиваются у читателей в массе своей именно с блогерами. При этом претензии, предъявляемые друг к другу разными представителями литературного процесса, на практике не всегда оказываются обоснованы.
Как дальше жить?
Подводя итог всем рассуждениям, можно сказать, что на данный момент вопросы по теме еще только поставлены — а до того, как на них будут найдены ответы, предстоит еще далекий путь — и будет здорово, если мы, критики, обозреватели и блогеры, пройдем его рука об руку — потому что и страх (из-за будто бы претензии на символический и не только капитал книжной сферы) и неприятие часто происходят из незнания и непонимания другого. Интересно в этом контексте даже такое лингвистическое наблюдение: текст выше содержит много повторов слов «блог», «блогер», «площадка», «платформа» — и происходит это оттого, что явление еще ново настолько, что пока не укрепилось прочно в самом языке и не обросло синонимами.
Как кажется, нам всем есть чему друг у друга поучиться: кому-то стать доступнее и ближе к читателю (будьте проще, как говорится, и люди к вам потянутся), кому-то расширить кругозор и, быть может, научиться нырять чуть глубже — ведь именно на глубине обычно скрываются самые удивительные сокровища.
1См. например: Rebecca Gillieron. Catheryn Kilgariff. The Bookaholics’ Guide to Book Blogs: the new literary force. 2007; The Huffington Post Complete Guide to Blogging. 2008.
2Дружба народов. № 1–4. 2019.
3Отклик на статьи Ольги Брейнингер в одном из книжных Instagram-блогов, дискуссия на странице в Facebook главного редактора журнала «Знамя» Сергея Чупринина.
Изображение на обложке статьи: Julia Rothman
войдите или зарегистрируйтесь