Пиши все, что хочешь, бездонно
В день открытия филиала Creative Writing School в Санкт-Петербурге журнал «Прочтение» рассказывает о литературных курсах, на которых учат писательскому мастерству. Создатели программ объяснили, почему в России возникла потребность в подобных школах и каких результатов ожидать от обучения. Познакомиться с художественными текстами и рецензиями выпускников можно на сайте журнала.
- Литературные мастерские Creative Writing School
Что это такое?
Литературные мастерские Creative Writing School были основаны писателем Майей Кучерской и филологом Натальей Осиповой. В основу концепции школы легли программы писательского мастерства (сreative writing), используемые в американских и европейских университетах. Все разработки мастерских являются уникальными и созданы специально для Creative Writing School.
Как проходит обучение?
Очные занятие литературной школы проходят в Москве на базе двух центральных библиотек — Библиотеки-читальни им. И.С.Тургенева и Российской государственной детской библиотеки. В работе очных литературных школ и онлайн-проекта принимают участие профессиональные писатели, литературные критики, переводчики, филологи, сценаристы, драматурги. Занятия в мастерских позволяют слушателям не только научиться работать с письменным словом, но и создают живую среду для общения как начинающих авторов, так и опытных мастеров.
Среди мастеров литературной школы — Майя Кучерская, Дмитрий Быков, Денис Драгунский, Марина Степнова, Ольга Славникова, Михаил Угаров, Александр Иличевский, Евгений Абдуллаев, Марина Вишневецкая, Михаил Визель, Елена Холмогорова и другие первые имена современной русской литературы.
С 2016 года Creative Writing School запустил онлайн-проект, программы которого доступны слушателям по всему миру. На сегодняшний момент в рамках проекта работают пять программ — «Проза для начинающих» и «Проза для продолжающих» Майи Кучерской, «Драматургия» Михаила Угарова, «Проза для подростков» и «Внутренний подросток» Анны Старобинец. Все программы включают лекции и творческие задания. В работе онлайн-проекта приняли участие несколько сотен человек из России, стран Европы, США, Канады, Австралии, ЮАР, Израиля, Индии и многих других стран.
Как поступить?
Записаться на курсы можно на сайте Creative Writing School. Договор и ссылка на оплату придут вам на почту. Перед началом нового сезона литературные курсы проводят открытый конкурс на бесплатные места и места с 30—50% скидкой. Победителей конкурса выбирают руководители мастерских. В конкурсе могут принять участие все желающие.
Журнал «Прочтение» побеседовал с Анной Рябчиковой, директором филиала Creative Writing School в Петербурге.
— Необходимость создания литературных мастерских — это следствие разрозненности писательской среды. Сейчас нет объединений и клубов, которыми запомнились XIX и XX века, нет обсуждений и споров вокруг вышедших книг, нет площадок для встречи с единомышленниками. Начинающий автор остается один на один со своей рукописью без надежды на компетентную рецензию со стороны редакций журналов или издательств.
Проект Creative Writing School был создан писателем Майей Кучерской и филологом Натальей Осиповой с целью собрать литераторов вместе, дать им возможность не только сочинять, но и говорить о любимом деле. Более того, делать это в кругу признанных профессионалов — Дмитрия Быкова, Михаила Угарова, Андрея Рубанова, Ольги Славниковой, Анны Старобинец, Марины Степновой, Максима Амелина, Евгения Абдуллаева, Дениса Драгунского, Алисы Ганиевой и многих других.
С июля 2015 года, когда прошел первый двухнедельный интенсив, команда CWS провела десятки мастерских и открытых лекций, издала альманах «Пашня» с работами выпускников, организовала выездные программы и онлайн-обучение. Количество заявок, которые поступают каждый учебный сезон, исчисляется сотнями.
С этого года проект расширяет свою географию, и 3 ноября Creative Writing School откроет первый филиал — в Петербурге. Занятия пройдут в формате интенсива под руководством замечательных преподавателей: писателя Сергея Носова (мастерская прозы), журналиста Дмитрия Губина (мастерская non-fiction) и художника Алексея Вайнера (мастерская комикса).
Тот отклик, который мы получаем, однозначно говорит о потребности писателей в профессиональной дискуссии.
Майя Кучерская точно описала современный литературный процесс: «У нас есть великие романы и массовая литература, но у нас нет золотой середины, беллетристики, книг, которые совмещают увлекательность и поучительность». Наша команда амбициозно решила исправить это и сделала ставку на методику creative writing, по которой учат писателей в университетах США и Европы. Занятия в мастерских строятся на практическом освоении техник письма, на анализе образцовых текстов, умении сочинять в любом жанре. Кроме того, нам важна работа на результат, поэтому каждый ученик на выходе имеет как минимум один законченный текст.
Еще одна особенность Creative Writing School — многообразие курсов, среди которых каждый может выбрать направление по душе. А повтор мастерских с одной и той же программой — большая редкость.
Потенциально — любой из владеющих речью людей может стать писателем. Поэтому мы не проводим отбор слушателей по наличию филологического образования или солидного списка публикаций. В идеале же ученик должен поступиться собственной серьезностью и позволить себе экспериментировать, рисковать, совершать ошибки и писать без мысли о Нобелевке.
Ирина Бирюкова, выпускница Creative Writing School:
— Я действительно люблю писать, у меня есть рассказы, но их пока немного. Некоторые из них я публикую в сети, некоторые так и остаются в папке на рабочем столе ноутбука. Какой-то момент я зарабатывала журналистикой, потом после долгого перерыва и сопряженных с ним жизненных перипетий письмо стало для меня своеобразной и достаточно действенной терапией. Онлайн-курс в CWS я прошла для того, чтобы писать интереснее, ярче, легче, и, в итоге получила то, что ожидала. Такой формат я выбрала из-за достаточно сложного графика. Я искренне благодарна Лизе Новиковой и всем лекторам нашего курса за возможность стать лучше. Сейчас я думаю, что получила даже больше, чем ожидала. Мои первоначальные задачи были связаны с технической стороной вопроса, но неожиданно я поняла, что научилась находить вдохновение в самых простых вещах.
- Creative Writing Online или литературная мастерская Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова
Что это такое?
Литературная мастерская Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова с авторской программой «Как написать рассказ» существует уже 4 года. Она начала свою работу в 2012 году при Центре дополнительного образования Cанкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств (СПбГУКИ). Курс построен на тех же принципах и тех же пособиях что и популярные курсы писательского мастерства в европейских и американских университетах. Среди приглашенных лекторов, которые регулярно приходят общаться с слушателями, — Леонид Юзефович, Михаил Елизаров, Герман Садулаев, Валерий Попов, Илья Бояшов, Андрей Иванов и другие.
Как проходит обучение?
На очных курсах мастерской разбирают тексты Чехова, Гоголя, Киплинга, Уайльда, Сэлинджера и смотрят, какими приемами они пользовались, чтобы создать художественную реальность. Потом слушатели получают задание написать собственный текст, используя усвоенные приемы. Кроме того, есть возможность пройти дистанционное обучение. Алгоритм работы онлайн следующий: вы слушаете лекцию, в любое удобное время, в любой точке мира, затем выполняете предложенное творческое задание и отсылаете его преподавателю. На каждое присланное задание в течение 14 дней обязательно приходит ответ — подробный разбор текста, временных ограничений на прохождение курса и выполнение заданий нет. Лучшие работы отправляются в литературные журналы и входят в ежегодный альманах «Взмах». По итогам успешного прохождения курса слушатель получает электронный сертификат.
Как поступить?
Записаться на курсы можно на официальном сайте Андрея Аствацатурова, где подробно описана программа, а также указана стоимость обучения.
Журнал «Прочтение» побеседовал с писателем Андреем Аствацатуровым, одним из основателей литературной мастерской.
— Потребность в подобных программах существует всегда, во все времена, и она сейчас вполне успешно удовлетворяется в странах Европы и Америки, где такие мастерские есть не только в каждом университете и колледже, но в каждом микрорайоне большого города. Сегодня как никогда от людей требуется способность адекватно самовыражаться, устно, письменно, что умеют далеко не многие. Литературные мастерские невероятно развивают фантазию, которая, как мы понимаем, ничуть не мешает практической деятельности, а напротив, делает ее более эффектной. Кроме того, в условиях занятости, агрессивности масскульта профессиональное литературное творчество — это очень интересный, глубокий и связанный с личностью вид досуга. Многим слушателям нашей мастерской удалось благодаря нам найти себе знакомых и близких по духу и по интересам людей.
Мы учим базовым приемам письма: как выстроить сюжет, как создать героя, как построить художественное пространство. И помимо этого показываем, как нужно читать книги, точнее, видеть в них проявление законов искусства. Читать книги по-настоящему умеют не все. Это очень сложное искусство. Однако, не умея читать книги, нельзя научиться их сочинять. И тому и другому мы учим на примерах произведений мастеров.
Учатся у нас самые разные люди. Как правило, это уже состоявшиеся личности, имеющие специальность и работу. Студенты и даже школьники тоже к нам приходят, но их существенно меньше. Обычно наш контингент — слушатели от 25 до 50 лет. Мы стараемся по мере возможности принимать всех, но в том случае, если группа переполнена, отдаем предпочтение тем, кто уже сам сочиняет и имеет некое количество написанных текстов.
Евгения Овчинникова, выпускница Литературной мастерской Андрея Аствацатурова:
— Я попала на курсы случайно, для развития кругозора. На тот момент не писала и не собиралась. Почему выбор пал именно на литературную мастерскую, а не на художественные курсы, например? Литература была и остается моим большим увлечением. Мне любопытны способы построения нарратива и то, как конструируется текст. С детства много читаю, без системы и разбора. Писать я стала очень неожиданно. Мастерская позиционирует себя как место, где учат писать. За время учебы мы проанализировали миллионы текстов и на живых примерах рассмотрели способы письма. Нас учили работать с подтекстом, с режимами повествования, с речью персонажей. Могу сказать, что как писатель я — продукт этой мастерской.
Сейчас я продолжаю писать, второй раз вошла в Короткий список КнигуРу. Первая книга готовится к выходу уже этим летом. С коллегами по мастерской мы устраиваем семинары, хакатоны и месячники романа, чтобы мотивировать друг друга и поддерживать общение.
- Школа литературного мастерства «Хороший текст»
Что это такое?
Концепция Школы не предполагает обучения технологиям creative writing. Метод Школы — создание для ученика среды, максимально способствующей развитию чувства текста, особого писательского зрения и слуха. Главное, что должен получить ученик, — новый опыт письма, новое понимание себя как автора и новое представление о творчестве.
Как проходит обучение?
Первая сессия Школы состоялись в январе 2016 года. Лекции и семинары ведут только активно работающие писатели, поэты, переводчики, сценаристы, журналисты, филологи, культурологи. Лекции проводятся в форме полемик на тему, задаваемую писателем, на семинарах разбираются тексты учеников, написанные по заданию учителей. Преподавателями разных сессий были Татьяна Толстая, Людмила Петрушевская, Борис Акунин, Татьяна Москвина, Сергей Гандлевский, Александр Секацкий, Дмитрий Воденников, Фаина Гримберг, Мария Голованивская, Иван Толстой, Татьяна Щербина и другие.
Как поступить?
В Школе есть конкурс вступительных работ. Учителя выставляют за них условный балл. Критерий оценки — мнение учителя. На портале издается альманах «Хороший текст». Для того чтобы стать его участником, необходима регистрация и подписка. Школа литературного мастерства «Хороший текст» проводит ноябрьскую учебную сессию в Москве с 4 по 12 ноября (4 лекционных и 5 семинарских дней). С программой, спецпроектами и ожидающимися семинарами можно ознакомиться на сайте Школы «Хороший текст». На сегодняшней день прием студентов окончен, но можно успеть записаться слушателем, а также ознакомиться с лекциями предыдущих сессий.
Журнал «Прочтение» побеседовал с Марией Голованивской, сооснователем Школы «Хороший текст».
— В России любят писать и читать. Кино, телевидение, интернет не только не убили страсть к словесности, но сделали ее более явной. Сегодня пишут много — и пишут хорошо. Новая литература — настоящая, без скидок — часто прорастает из блогов, из разрозненных зарисовок, из эпистоляриев, из всевозможного сетевого самиздата. И, на наш взгляд, она нуждается в некотором встречном движении со стороны профессионалов.
Сегодня, когда интерес к писательству велик как никогда, мы хотим предложить такую среду, такой общий дом, где можно находить единомышленников и где удобно и интересно говорить, писать, спорить. И еще — встретить своего читателя.
У нас не мастерская, а Школа, причем с большой буквы. У нас нет программы, нет учебников, но есть Учитель и Ученик. В нашей Школе преподают только известные писатели, то есть те, кто доказал свое право быть Учителем. А учатся у нас те, кто доказал свое умение быть Учеником. Это модель знаменитой Афинской школы, цель ученика — не освоить сумму навыков, а измениться. Писателем нельзя научиться быть, можно только им стать. И мы гордимся тем, что многие наши ученики стали писателями, нашли свой путь к читателю.
Идеальный ученик — это тот, кто пишет и нуждается в Учителе, то есть в контакте с тем, кого он будет почитать и кому он будет доверять. Идеальный ученик должен понимать, что никакого общения «на равных» с Учителем быть не может. Его задача — впитать в себя опыт письма, быть способным умирать и воскресать в процессе работы над своим текстом. Многие после нашей Школы перестают писать, иногда на месяцы, но обязательно потом возвращаются к работе совершенно обновленными.
- Литературные курсы «Мастер текста»
Что это такое?
Курсы «Мастер текста» созданы при крупнейшем издательском доме «Астрель— СПб», что подразумевает обучение не только писательскому ремеслу, но и взаимодействию с будущим издателем и книжным рынком. Программы курсов имеют несколько ступеней обучения: курсы, практики, уникальный проект «Соавторство» (совместное написание книги) и выездные семинары.
Как проходит обучение?
«Мастер текста» проводит обучение в офлайн- и онлайн-форматах. Очные занятия — это лекции и факультативы, которые проходят в Санкт-Петербурге. Обучение продолжается 1,5 месяца. За год курсы выпускают два потока, осенний и весенний. Онлайн-курсы представляют собой серию из 9 вебинаров. Они тоже проводятся два раза в год, перед Новым годом и после майских праздников. Среди преподавателей — Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб», писатель и сценарист; Александр Мазин, писатель и редактор; Катя Матюшкина, писатель и иллюстратор детских книг; Наринэ Абгарян, писатель, блогер; Владимир Соболь, писатель, журналист; Андрей Кивинов, писатель и автор сценариев множества фильмов и сериалов; Адам Робертс, профессор Кембриджского и Лондонского университетов, критик The Guardian; Марина Степанова, Елена Чижова и др.
Как поступить?
У «Мастера текста» есть творческий конкурс. Единственное требование — литературная одаренность, без которой слушателями пришлось бы трудно. Записаться на курсы можно на сайте «Мастера текста».
Журнал «Прочтение» побеседовал с соучредителем курсов «Мастер текста», главным редактором издательства «Астрель-СПБ», писателем Александром Прокоповичем.
— Необходимость в подобных курсах возникла не сейчас. Наши курсы существуют уже четыре года, но речь скорее идет не о необходимости, а о появлении возможности. Сама же по себе жажда ученичества, обучения, как мне кажется, относится к базовым потребностям человечества. В том числе в области создания текстов.
Уникальность наших курсов состоит в особых принципах преподавания. Мы концентрируемся не на анализе классической литературы, а на современных тенденциях. Для нас важна мотивация творчества и практические, а не теоретические навыки. Мы, как курсы при крупнейшем издательском доме России, говорим не только о стезе автора, но и о его взаимодействии с издателем и рынком, и не только рассказываем, но и помогаем. Обучение не заканчивается с последним занятием — мы стараемся находить формы общения, и не только в коммерческом русле.
Я думаю, что идеальный студент — это то, что не нужно никому. К идеалу может стремиться преподаватель, а студент — в принципе не важно, какой он, важно, сможем ли мы вооружить его знаниями, навыками настолько, чтобы он вернулся к нам уже в качестве автора. Или не к нам. Главное,чтобы его путь в литературе продолжился.
- Школа культурной журналистики при Петербургском благотворительном фонде культуры и искусства «Про Арте»
Что это такое?
Программа предназначена для начинающих журналистов от 20 до 30 лет, пишущих в прессе и делающих репортажи для телевидения и радио о современной культуре и культурных событиях. Она направлена на развитие российской культурной журналистики, повышение профессионального уровня журналистов, расширение контактов в профессиональной среде. Программа осуществляется Фондом Михаила Прохорова.
Как проходит обучение?
Программа сочетает в себе очную и заочную формы, теоретические и практические занятия: лекции и семинары, мастер-классы, индивидуальные консультации, ознакомительные встречи, экскурсии и культпоходы, работа с кураторами в режиме on-line, самостоятельные занятия. Слушатели могут изучить основные направления и тенденции развития культуры XX века (в музыке, визуальных искусствах, театре, балете и современном танце, урбанистике, кино и литературе), технологии в журналистике, мастерство журналиста. Преподавателями и кураторами программы являются культурологи и искусствоведы Санкт-Петербурга и Москвы: Лев Рубинштейн, Галина Юзефович, Дина Годер, Василий Корецкий, а также лучшие журналисты из ведущих изданий страны («Коммерсант», Colta, Arzamas, Meduza, «Сеанс» и др.)
Как поступить?
Занятия на курсах бесплатные. Конкурс на участие в программе объявляется ежегодно в начале февраля. Куратор программы определяет регион, для которого проводится конкурс: Европейская часть России или Сибирь, Урал и Дальний Восток. Слушатели самостоятельно оплачивают проезд на очные сессии: весеннюю/летнюю (Санкт-Петербург или Красноярск) и осеннюю (Москва). Организаторы берут на себя расходы по проживанию участников во время сессии. С основной информацией можно ознакомиться на сайте курсов «Про Арте».
Журнал «Прочтение» побеседовал с Анастасией Толстой, координатором программы, сотрудником Фонда «Про Арте».
— Мы не совсем курсы для писателей, но тем не менее мы учим будущих журналистов писать в разных публицистических жанрах. «Школа культурной журналистики» существует с 2002 года. Всего с 2002 по 2017 годы состоялся 21 выпуск программы. И на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что необходимость подобной программы по-прежнему существует. Ее уникальность заключается в том, что наши преподаватели не только звезды журналистики, критики, такие, как Дина Годер, Галина Юзефович, Кира Долинина и Василий Корецкий, но и ведущие журналисты лучших изданий Москвы и Санкт-Петербурга. Нашим идеальным студентом является человек с непреодолимым желанием писать. Иногда это желание оказывается важнее очевидного таланта. Были случаи, когда студенты на глазах превращались в сильных журналистов. Обучение в «Школе культурной журналистики» бесплатное, но перед этим необходимо принять участие в конкурсе анкет. Конечно, если у абитуриента уже есть публикации или другие работы, комиссия с ними ознакомится. Но самая важная часть при поступлении — собеседование, живой разговор с куратором программы Диной Годер и преподавателями.
Сергей Васильев, слушатель курсов Школы культурной журналистики:
— Я пришел на курсы для журналистов по рекомендации знакомого редактора с целью подтянуть навык неакадемического письма о культуре. Мои ожидания не совпали с действительностью: ожидал меньшего. Помимо занятий непосредственно письмом были превосходные лекции от ведущих специалистов в разных областях культуры.
Иллюстрация на обложке статьи: Sally Nixon
войдите или зарегистрируйтесь