Премия «Нацбест»: Лонг-лист. Большое жюри. Комментарии
Длинный список премии «Национальный бестселлер»
г. Москва
3 марта 2008 г.
Премия «Национальный бестселлер» объявляет результат работы номинаторов, которым было предложено выдвинуть наиболее значительные, на их взгляд, прозаические произведения, созданные на русском языке и вышедшие в 2007 году или известные им в рукописи. Мы также оглашаем список Большого жюри, которое до 20 апреля 2008 года должно прочесть произведения, попавшие в long-list, и выставить им баллы.
Благодарим всех номинаторов за активную работу!
Номинаторы 2008 |
Номинация |
Александров Николай, критик, Москва |
Всеволод Бенигсен «ГенАцид», рукопись |
Амелин Максим, поэт, Москва |
Андрей Ланской «Аристократ», Олма Медиа Групп |
Арбатова Мария, писатель, Москва |
Анна Козлова «Люди с чистой совестью», рукопись |
Басинский Павел, критик, Москва |
Ольга Новикова «Гедонисты и сердечная», Центрполиграф |
Барметова Ирина, критик, «Октябрь», Москва |
Игорь Сахновский «Человек, который знал все», журнал «Октябрь», № 1, 2007 |
Бергер Борис, издатель, «Запасной выход», Москва |
Сергей Шумейкин «Клоны клоунов», рукопись |
Бодрова Елена, «Библио-Глобус», Москва |
Майя Кучерская «Бог дождя», Время |
Бондаренко Владимир, критик, Москва |
Александр Проханов «Пятая империя», Амфора |
Василевский Андрей, критик, «Новый мир», Москва |
Глеб Шульпяков «Цунами», журнал «Новый мир», № 10–11, 2007 |
Вознесенский Александр, журналист, Москва |
Андрей Тургенев «Спать и верить», Эксмо |
Гаврилов Александр, издатель, Москва |
Дмитрий Глуховский «Сумерки», Популярная литература |
Галль Антонина, литагент, Петербург |
Оксана Бутузова «Дом», Амфора |
Гладкова Алла, издатель, «Время», Москва |
Александр Иличевский «Пение известняка», рукопись |
Горчев Дмитрий, писатель, Петербург |
Сергей Жадан «Anarchy in the UKR», Амфора |
Гришечкин Виталий, «Астрель», Петербург |
Сергей Минаев «The тёлки», Астрель |
Гумен Юлия, литагент, Петербург |
Андрей Тургенев «Спать и верить», Эксмо |
Друговейко Светлана, лингвист, Петербург |
Татьяна Москвина «Она что-то знала», Амфора |
Ерофеева-Литвинская Елена, журналист, Москва |
Майя Кучерская «Бог дождя», Время |
Евдокимов Алексей, писатель, Рига |
Дмитрий Быков «Список», рукопись |
Елисеев Никита, критик, Петербург |
Тимофей Хмелев «Уявление», рукопись |
Етоев Александр, писатель, Петербург |
Марина Москвина «Роман с Луной», Эксмо |
Житинский Александр, издатель, Петербург |
Андрей Ильенков «Читая ночь», Геликон-плюс |
Иванов Александр, издатель, «Ad Marginem», Москва |
Олег Нестеров «Юбка», рукопись |
Каминский Евгений, журнал «Звезда», Петербург |
Анатолий Бузулукский «Антипитерская проза», СПбГУП |
Козлов Юрий, писатель, «Роман-газета», Москва |
Андрей Курков «Ночной молочник», Амфора |
Коробейников Сергей, независимый эксперт, Петербург |
Анна Коростелева «Школа в Кармартене», рукопись |
Котов Денис, «Буквоед», Петербург |
Рассказы Ксении Букши, вошедшие в книгу: Ксения Букша «Питерские каникулы», Геликон-плюс |
Крусанов Павел, писатель, Петербург |
Александр Секацкий «Два ларца: бирюзовой и нефритовый», рукопись |
Крютченко Максим, издатель, «Азбука», Петербург |
Алексей Шаманов «Ассистент», Азбука |
Кузьминский Борис, критик, Москва |
Святослав Логинов «Россия за облаком», Эксмо |
Кукушкин Владимир, ОГИ, Москва |
Дмитрий Черный «Поэма столицы», рукопись |
Курчатова Наталия, критик, Петербург |
Андрей Ефремов «Искусство уводить чужих жен», Лимбус-пресс |
Куприянов Борис, «Фаланстер», Москва |
Лев Данилкин «Человек с Яйцом: Жизнь и мнения Александра Проханова», Ad Marginem |
Кучерская Майя, критик, Москва |
Александр Архангельский «1962», Амфора |
Лисина Светлана, издатель, Петербург |
Рената Литвинова «Обладать и принадлежать», Сеанс, Амфора |
Лямин Георгий, «Топ-книга», Новосибирск |
Андрей Рубанов «Великая мечта», Лимбус-пресс |
Мелихов Александр, писатель, Петербург |
Валерий Попов «Горящий рукав», журнал «Звезда», № 5-6, 2006; № 5, 2007 |
Михайлов Александр, издатель, Москва |
Наталья Сорбатская «Литературная рабыня. Будни и праздники», Анаграмма |
Михайлова Надежда, Московский дом книги, Москва |
Дмитрий Глуховский «Метро 2033», Популярная литература |
Москвина Татьяна, писатель, Петербург |
Людмила Петрушевская «Московский хор», Амфора |
Морозова Ольга, издатель, Москва |
Валерий Введенский «Старосветские убийцы», рукопись |
Надпорожская Ольга, журналист, Петербург |
Захар Прилепин «Грех», Вагриус |
Назаров Вадим, издатель, «Амфора», Петербург |
Илья Стогoff «Миллиардеры», Амфора |
Нестеров Вадим, критик, Москва |
Дмитрий Колодан «Другая сторона», рукопись |
Никитин Юрий, «У Сытина», Москва |
Геннадий Смолин «Гений и злодейство», Издатель В. Е. Епифанов |
Ним Наум, издатель, «Досье на цензуру», Москва |
Антон Борисов «Кандидат на выбраковку», рукопись |
Новикова Елизавета, журналист, Москва |
Александр Архангельский «1962», Амфора |
Носов Сергей, писатель, Петербург |
Алексей Рыбин «Черные яйца», Лимбус-пресс, 36,6 |
Палестин Дмитрий, книжный клуб «36,6», Москва |
Мастер Чень «Любимый ястреб дома Аббаса», издательство Ольги Морозовой |
Пасхина Любовь, Санкт-Петербургский Дом книги, Петербург |
Анатолий Брусникин «Девятный Спас», АСТ |
Решетников Кирилл, критик, Москва |
Адольфыч «Огненное погребение», Ad Marginem |
Рыбаков Вячеслав, писатель, Петербург |
Александр Щеголев «Как закалялась жесть», Эксмо |
Секацкий Александр, философ, Петербург |
Рассказы Ольги Славниковой, вошедшие в книгу: Ольга Славникова «Вальс с чудовищем», Вагриус |
Смирнова Наталия, литагент, Петербург |
Андрей Рубанов «Жизнь удалась», рукопись |
Старобинец Анна, писатель, Москва |
Демьян Кудрявцев «Близнецы», журнал «Октябрь», № 1, 2008 |
Троицкий Александр, литагент, Петербург |
Юрий Бригадир «Мезенцефалон», журнал «Литературные кубики», № 3, 2007 |
Трофименков Михаил, критик, Петербург |
Анна Старобинец «Резкое похолодание», Амфора |
Тублин Константин, «Лимбус-пресс», Петербург |
Анатолий Равикович «Продолжения не будет», Лимбус-пресс |
Фанайлова Елена, журналист, Москва |
Полина Осетинская «Прощай, грусть», Лимбус-пресс |
Фочкин Олег, критик, Москва |
Екатерина Мурашова «Класс коррекции», Самокат |
Шаргунов Сергей, писатель, Москва |
Эдуард Лимонов «Смрт», Амфора |
Шенкман Ян, критик, Москва |
Борис Евсеев «Площадь революции», Время |
Шепета Мария, Дом книги на Невском 62, Петербург |
Андрей Донцов «Комплекс Ромео», рукопись |
Шубина Елена, «Вагриус», Москва |
Захар Прилепин «Грех», Вагриус |
Эбаноидзе Александр, «Дружба народов», Москва |
Ольга Кучкина «Башня из лобной кости», журнал «Дружба народов», № 1, 2008 |
Юзефович Галина, критик, Москва |
Марина Палей «Клеменс», Время |
Исправляем опечатку: вместо Сергея Коробейникова в опубликованном ранее списке номинаторов был указан член Большого жюри Сергей Коровин. Кроме того, Петербургский Дом Книги на Невском, 62 вместо Игоря Дудукина представляет Мария Шепета.
Большое жюри
- Аверин Борис, филолог, Петербург
- Борисов Александр, актер, Москва
- Визель Михаил, критик, Москва
- Давыдова Ольга, филолог, Петербург
- Дудина Ирина, журналист, Петербург
- Глинка Михаил, писатель, Петербург
- Иткин Владимир, редактор, Новосибирск
- Ключарёва Наталья, журналист, Москва
- Коровин Сергей, писатель, Петербург
- Котомин Михаил, издатель, Москва
- Кочеткова Наталья, критик, Москва
- Курбатова Зинаида, журналист, Петербург
- Макаревич Анна, критик, Петербург
- Милорадовская Яна, журналист, Петербург
- Нехорошев Григорий, журналист, Москва
- Орлова Василина, критик, Москва
- Поздняков Александр, поэт, Москва
- Прилепин Захар, писатель, Нижний Новгород
- Сенчин Роман, писатель, Москва
- Сурин Сергей, редактор, Петербург
- Трунченков Дмитрий, критик, Петербург
Комментарии к номинационному списку-2008
Премия «Национальный бестселлер» присуждается или, вернее, разыгрывается уже в восьмой раз — и у нас, естественно, успели сложиться традиции как позитивного, так и негативного свойства. И мы продолжаем работать над оптимизацией позитива и минимизацией негатива. Другое дело, что понятия это сугубо субъективные.
По какому ведомству, например, провести регулярное попадание в лонг- а затем и в шорт-лист одних известных писателей, от которых все, честно говоря, начинают уже уставать — и столь же регулярное непопадание в шорт- (и лишь эпизодическое мелькание в лонге-) других? При том, что — независимо от пола — творчески плодятся с сопоставимой интенсивностью и те, и другие?
А достоинство премии или ее недостаток — принципиальная установка на мультижанровость? Художественная проза, документальная, эссеистическая и литературоведческая, мемуарная, наконец, фантастика, коммерческий детектив и киносценарии! Пару раз были и пьесы, а в нынешнем году мы вычеркнули очередной том энциклопедического словаря — и то не без колебаний. Не хватает разве что детской литературы, но и за ней дело, думается, не станет.
А стихи?
Они вроде бы исключены регламентом, в котором сказано «всё, что не в столбик». Но не все пишут стихи в столбик…
А политологические трактаты? А докторские диссертации? А, наконец, «краковские»?
С «краковской», которая, как известно, лучше «докторской», как раз понятно: повсеместно расплодившиеся кулинарные книги не оставляют сомнения в том, что рано или поздно прономинируют на Нацбест и какую-нибудь «Кухню холостяка на Гоа» — и я даже догадываюсь, кто окажется ее автором.
Пестрота картины усугубляется, наряду с мультижанровостью, обильным (и опять-таки идущим по нарастающей) выдвижением на премию рукописей.
Проведя в свое время знак равенства между рукописью, журнальной публикацией и авторской книгой, мы преследовали две цели: 1) предоставить дополнительный шанс тем, чьи произведения даже в нынешних — приближенных к идеальным — условиях лишь с трудом находят дорогу в печать; 2) не столько ускорить премиальный процесс, сколько привнести в него фактор интригующей неопределенности для самой широкой публики.
И когда новые (и, как правило, молодые) номинаторы выдвигают рукописи новых (и, как правило, молодых) писателей, это только радует. Но когда «путем рукописи» идут признанные издательства и известные эксперты, они должны как минимум осознавать, что делают более чем хеджированное «капиталовложение», потому что при прочих равных рукопись в оценке Большого жюри, как правило, недобирает по сравнению с книгой трех-четырех баллов. О причинах рассуждать не буду и примеров приводить тоже, но весь наш восьмилетний опыт тому порукой.
Список номинаторов, традиционно выстраиваемый нами по принципу «репрезентативной выборки», из года в год обладает поэтому известной инерционностью. Меж тем время не стоит на месте; меняются и литературно-издательские констелляции. С целью актуализации списка номинаторов (и опосредованно — Большого жюри) мы пойдем уже в следующем 2009 году на эксперимент:
Начиная с даты публикации данного материала и по 31 декабря 2008 года мы будем принимать к рассмотрению аргументированные инициативные заявки на включение в список номинаторов-2009. Уточню еще раз: принимать только к рассмотрению и только аргументированные заявки. Со своей стороны, оргкомитет гарантирует неразглашение информации о подобном проявлении личной инициативы, независимо от решения конкретного вопроса в каждом отдельном случае.
Часть произведений, вошедших в номинационный список, я уже успел (разумеется, как частное лицо, как газетно-журнальный колумнист) расхвалить в печати, часть — разругать. Опубликовал недавно и несколько обзорных статей. Поэтому здесь от каких бы то ни было оценок — в том числе и общей — воздержусь.
Да и в любом случае мое мнение — ни Большому, ни Малому жюри не указ. Уж такова, опять-таки, традиция нашей премии.
Интереснее, однако, другое. Большое жюри, собранное нами в этом году, при всей своей разнородности в некоторой мере «заточено» под поколение тридцатилетних (и тридцатипятилетних), как раз в отчетном году громогласно объявившее о том, что уже стало или вот-вот станет ведущим.
Вот и посмотрим, как у тридцатилетних со вкусом. Да и с ответственностью. И, наконец, что это за ответственность — перед обществом? перед изящной словесностью? перед поколением? перед литературно-художественным направлением? перед маленькой, по слову покойного Юрия Трифонова, бандочкой? перед самим (самой) собой?
Да и не только у тридцатилетних.
Премия устроена так, что у каждого из ответственно голосующих на том или ином этапе имеется несколько противоречащих друг другу мотивов проголосовать так или этак.
(Заведомых прозелитов мы «вычисляем» и элиминируем на стадии формирования списков. Единственное исключение: вечно выдвигающие друг дружку и получающие от остальных по 0 баллов петербуржцы Валерий Попов и Александр Мелихов.)
Каждый голосует сам, обосновывает свой выбор, ставит личную подпись — и всё это выносится из кулуаров на суд широкой, но просвещенной публики.
Так это устроено в Нацбесте.
С искренним интересом жду промежуточных результатов очередного премиального цикла.
войдите или зарегистрируйтесь