VI Международный фестиваль короткометражного кино и анимации Open Cinema

Министерство Культуры РОссийской Федерации, Государственный Музей истории Санкт-Петербурга, Союз кинематографистов Санкт-Петербурга и Арт центр «Берег» представляют:

3-12 сентября 2010 года
VI Международный фестиваль короткометражного кино и анимации OPEN CINEMA

3-8 сентября киноцентр Дом кино (ул. Караванная, 12), 6-12 сентября кинотеатр Мираж-Синема (ПС Большой пр., 35), 7 и 9 сентября Фонд художника Михаила Шемякина (ул. Садовая, 11) — фестивальные показы OPEN CINEMA 2010: основной конкурс, параллельный конкурс, специальные программы, показы победителей международных фестивалей.

10-11 сентября пляж Петропавловской крепости — кино-музыкальный open-air: группы «2ва самолета», «Сабля», «Лемондэй», марафон короткометражек «Поцелуй в диафрагму», награждение победителей, гала-показ лучших фильмов фестиваля.

2-12 сентября Фонд художника Михаила Шемякина — специальный благотворительно-выставочный проект «Иконы Голливуда» в рамках OPEN CINEMA 2010.

Состав жюри VI Международного фестиваля короткометражного кино и анимации OPEN CINEMA:

  • режиссер Борис Хлебников
  • кинопродюсер, генеральный директор студии «Ленфильм» Вячеслав Тельнов журналист, кинокритик Михаил Ратгауз
  • философ Александр Секацкий
  • режиссер Этьен Дезрозье (Канада)
  • режиссер-документалист Павел Медведев
  • режиссер Дмитрий Лурье
  • киновед Константин Шавловский
  • киновед Петр Багров
  • Президент фестиваля — Людмила Липейко
  • Директор фестиваля — Тамара Ларина
  • Глава экспертного совета фестиваля — Ирина Евтеева

Участники профессиональной программы OPEN CINEMA в сотрудничестве с «Мастерской СЕАНС»: режиссер Дмитрий Мамулия, журналист, кинокритик Михаил Ратгауз, историк кино Андрей Андреев.

100-летию Голливуда посвящается

OPEN CINEMA — «кино-окно» в мировой короткий метр в этом году впервые приоткроет «форточку» в Голливуд, который по всему миру отмечает 100-летие со дня рождения. Вековая дата определила стилистику фестиваля 2010. Кинофорум, исследующий современное авторское кино, попытается сделать «склейку» между старой доброй классикой и новыми экранными экспериментами.

Впервые в истории российского фестивального движения официальным партнером OPEN CINEMA выступает телеканал TCM (Turner Classic Movies). Ко дню рождения «мастерской вестернов» OPEN CINEMA и ТСМ подготовили специальный подарок — фотовыставку «Иконы Голливуда». На экспозиции представят два десятка уникальных черно-белых портретов: от Хэмфри Богарта до Мэрилин Монро.

Лаборатория современного авторского кино

Международный фестиваль короткометражного кино и анимации OPEN CINEMA, шесть лет назад получивший прописку в Петербурге, довольно быстро занял свою нишу и на российской кинокарте. OPEN CINEMA не только предоставляет огромное пространство режиссерам, полностью посвятившим себя авторскому кино, но и дает возможность независимым музыкантам, актёрам и художникам высказаться посредством своих работ. «Синтез искусств под открытым небом» ежегодно собирает на площадке у стен Петропавловской крепости более десяти тысяч зрителей. Для Северной столицы фестиваль стал незаменимым событием, где встречаются кинематографисты со всего постсоветского пространства, Европы и Юго-Восточной Азии.

Подробности программы

Игровое, документальное кино, анимация, видео арт в мировом коротком метре за последние два года

В нынешнем году на конкурс прислали более 900 короткометражных и анимационных лент из 27 стран мира. Для соревнования эксперты отобрали почти сотню фильмов. Впервые об участии заявили режиссеры из Пакистана, Шри-Ланки и Новой Зеландии. OPEN CINEMA 2010 по длине афиши можно сопоставить с крупнейшими европейскими и заокеанскими коллегами.

Фестивальный отбор не сводится только к короткометражности. OPEN CINEMA даёт возможность вести разговор с теми, кто делает «другой» кинематограф, это способ объяснить, что картины такого рода — не набор спецэффектов, а метод, выбранный художником для того, чтобы рассказать о времени, о себе, о мироощущении, о том, что было и что грядет.

Основной конкурс официальной программы OPEN CINEMA 2010 традиционно пройдет по четырем ведущим направлениям: игровое, анимационное, документальное и экспериментальное кино. В каждой из четырех номинаций вручается главный приз фестиваля — песочные часы ручной работы с символическим названием «Управляй временем».

Параллельный конкурс официальной программы OPEN CINEMA 2010 составят фильмы, пробившиеся в финальную часть и объединенные по трем тематическим программам: БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ, ДРУГИЕ БЕРЕГА и БЕЗ АНЕСТЕЗИИ.

Сложно было соблюсти географический баланс той сотни лент, которые фигурируют в Основном конкурсе фестиваля. Большинство участников из стран Европы и России. Однако присутствуют Азия, США, Новая Зеландия.

Россия представлена в конкурсе:

  • игровыми картинами «Колян» (Константин Смирнов) и «Черновик» (Тимофей Жалнин)
  • анимацией «Поездка к морю» (Нина Бисярина), «Посмотрите вверх» (Светлана Подъячева), «Про птицу» (Ольга Кудрявцева), «Со вечора дождик» (Валентин Ольшванг), «Печаль моя светла» (Маша Ша)
  • неигровыми лентами «Глубинка 35Х45» (Евгений Соломин), «Завея» (Ксения Охапкина), «Цирк» (Ирма Комладзе), «Части тела» (Мария Кравченко)
  • экспериментальным видео «Абстрактный» (Алексей Дмитриев), «Говяжий этюд» (Савва Минаев), «Клетка» (Александр Каргальцев), «9 незаконченных историй» (Дмитрий Юшков, Вячеслав Белов)
  • музыкальными клипами «Сам себе» (Андрей Гурьев), «Essence» (Харитон Климов)

В параллельный конкурс вошли российские работы: «Болевые точки» Твердовский), «Жили-были» (Алексей Савенко), «Объект А» (Стас Федосов).

Внеконкурсный блок «Панорама 360» ретроспекция программ ведущих фестивалей мира

Oberhausen International Film Festival (Оберхаузен, Германия)
На открытии OPEN CINEMA представят последнюю коллекцию фильмов одного из старейших в мире форумов киноискусства Оберхаузен. В программу вошли шесть игровых и анимационных картин 2009-2010 годов. «Это не самые легкие для восприятия фильмы, — предупреждают организаторы OPEN CINEMA — но они хорошо иллюстрируют характер фестиваля Оберхаузен (International Short Film Festival Oberhausen), который по праву считается наиболее авторитетным смотром короткого метра на планете, сохраняет преданность независимому киноязыку и способность удивлять даже самых искушенных киноманов. Именно здесь в самом начале пути о себе заявили Мартин Скорсезе, Джордж Лукас и Вим Вендерс. Новейшие талантливые короткометражки с разных концов света, еще не показанные в России, можно увидеть в петербургском Доме кино 3 сентября.

Recontres Henri Langois International Schools Film Festival (Пуатье, Франция)
Международная программа одного из старейших фестивалей Европы, победители которого автоматически попадают в обойму режиссеров, претендующих на конкурс Каннского фестиваля.

Brussels Short Film Festival (Брюссель, Бельгия)
Впервые в России! Программа победителей национального конкурса самого именитого бельгийского фестиваля короткометражных фильмов — игровое кино и анимация.

ECU European Independent Film Festival (Париж, Франция)
Программа победителей международного конкурса крупнейшего фестиваля независимого кино в Европе. OPEN CINEMA впервые показывает программу лучших короткометражных картин этого крупного кинофорума, производства 2008-2010 годов. Дебют представления фестиваля в России!

Anifest. Международный фестиваль анимационных фильмов (Прага, Чехия)
Новая волна чешской анимации — самый последний проект, действующий под патронажем Института анимации Чехии. Программа призвана стать инструментом продвижения на международной арене качественной анимации, сделанной молодым поколением чешских мультипликаторов. Наряду с уже известными режиссёрами конкурсный отбор открывает зрителю и абсолютно новые имена.

Суздальфест. Открытый российский фестиваль анимационных фильмов (Суздаль, Россия)
Все, что сделали отечественные аниматоры в 2009-2010 годах, можно увидеть на единственном в России профессиональном смотре мультфильмов СУЗДАЛЬФЕСТ. В программу, представленную на OPEN CINEMA, включены лучшие анимационные фильмы высшего рейтинга Суздальского фестиваля — для детей и взрослых.

«Cocotte minute — скороварка короткометражек» — программа Brest Short Film Festival (Брест, Франция)
Французский кинофорум в Бресте представляет одну из своих самых зрительских программ: «Скороварка» коротких ярких фильмов не длиннее 7-ми минут — это анекдоты, фильмы-трюки, забавная анимация, оригинальные music video. Дебют представления фестиваля в России!

Спецпоказы

Квебек транзит — игровое кино, видео-арт, анимация, эксперимент (Квебек, Канада)
Программа известных канадских режиссеров, родом из франкоговорящей провинции Квебек, знаменитой особым культурным своеобразием не только в Северной Америке, но и во всем мире. В стране, где почитают как небожителя Нормана Макларена (классик авангардного кино, прижизненно удостоенный высокого звания «гений мультипликации»), высоки традиции экспериментального кино и видео-арта. Лучшие работы в этой области кино за последние годы можно посмотреть в авторской подборке режиссёра Этьена Дерозье. Куратор лично представит работы коллег.

Выбор режиссера: doc. о любви
OPEN CINEMA сделает акцент на документалистике. 8 сентября в Доме кино Международный фестиваль короткометражного кино и анимации покажет спецпрограмму «Выбор режиссера: doc. о любви», составленную Александром Расторгуевым. В нее вошли три редких короткометражных работы: «Вдвоем» (Павел Костомаров), «Павел и Ляля» (Виктор Косаковский) и «Не страшно» (Светлана Фёдорова). Свои предпочтения куратор показа обосновал так: «Три картины, которые я предложил посмотреть, объединены прорывным чувством любви. Прорывным — в смысле документальности. Они повествуют о разных аспектах этого чувства, о разных его фазах, возрастах. Собранные вместе, они образуют целостное высказывание про любовь. Это уникальная ситуация, когда документальное кино может целостно высказаться не о внешнем, социальном, но о глубоко духовном».

Резидент.ru — короткометражные работы молодых российских режиссеров
В этом году экспертный совет фестиваля отметил множество достойных отечественных картин. До сих пор национальные короткометражные ленты не привлекали такого пристального внимания. Фильмы, оставшиеся за чертой финалистов, но особо отмеченные отборочной комиссией как «талантливые и небезынтересные», составили программу Резидент.ру: «Две сестры» (Роза Гиматдинова), «Красная коробка» (Андрей Загидуллин), «Короче... мы в Москве!» (Ефим Фейгин и Сергей Грознов), «Шэне» (Ася Веровская), «Клетка для кроликов» (Дмитрий Аверин), «На дороге» (Марина Винник) и «Быть или казаться» (Евгения Марченко).

Паэлья испанских короткометражек (Мадрид, Испания)
Подборка самых темпераментных и остросюжетных короткометражных фильмов испанских кинематографистов. Программу курирует Madrid en Corto — совет по культуре и туризму города Мадрид — и основанная в 1994 году ведущая школа кинематографии и аудиовизуальных искусств Мадрида ECAM (Escuela de Cinematografia y del Audiovisual de la Comunidad de Madrid).

Азиатский синдром: Сингапур и Таиланд
За последние два года кинопроизводство в Азии снова отличилось в том, что касается авторских лент, поэтому во внеконкурсный блок фестиваля включена спецпрограмма «Азиатский синдром» — ретроспектива короткометражных работ молодых звёзд азиатского артхауса — картины тайского режиссёра Адитьи Ассарат и сингапурца Ройстона Тэн. На сегодняшний день они — одни из немногих независимых авторов Юго- Восточного континента, получившие признание не только у себя на родине, но и за рубежом.

«Мотоцикл» — программная лента Адитьи Ассарат — стала первой тайской картиной, показанной на фестивалях короткометражного кино в Клермон-Ферране (Франция), Тампере (Финляндия), Оберхаузене (Германия) и Сандэнс (США). В рамках «Азиатского синдрома» зрители увидят ещё один фильм Адитьи Ассарат «Ожидание».

Ройстан Тэн, представленный на OPEN CINEMA лентами «15», «Мать», «Сыновья» и ещё четырьмя игровыми работами, признан «Лучшим режиссёром 2001 года», по мнению ASEAN (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), «Лучшим молодым режиссёром 2002 года», а также «Самым многообещающим дарованием азиатского континента 2003 года». В 2004 году журнал «Тайм» включил Ройстана Тэн в двадцатку великих людей Азии. Эксперты компании OBJECTIFS FILMS, которая помогла фестивалю OPEN CINEMA организовать азиатскую ретроспективу в Петербурге, считают, что фильмы Ройстона Тэн и Адитьи Ассарат «чрезвычайно интересны с визуальной точки зрения, они отличаются восточным кинематографическим почерком, покорившим судей и зрителей многих международных фестивалей».

Азиатский синдром: Корея
Специальный показ короткометражек корейских режиссёров. Авторитет корейского кинематографа на мировой сцене доказывать не приходится. Вписанные в историю режиссёры Ким Ки Дук, Пак Чхан Ук тянут за собой целый состав молодых кинематографистов, подтверждающих своими работами высокое качество корейского кино.

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Теги: Авторское киноГолливудДом КиноЗарубежное кинофестиваль
22