Алексей Маврин. Псоглавцы. Коллекция рецензий

Саша Филиппова
TimeOut
Роман набирает обороты, подобно дрезине, которой пользуются жители деревеньки, — случайные вроде бы детали и происшествия цепляются друг за друга и разгоняют историю до скорости отличного триллера, основной строительный материал которого — мифы и суеверия разных эпох, от старообрядческих сказаний до зековских страшилок и негласных запретов вымирающей деревенской общины. Вся эта чертовщина в исполнении Маврина жива, трепетна, а иногда по-настоящему ужасна; собственно, несмотря на крепкий жанровый скелет, книга именно об этом: о могуществе и богатстве национального подсознания, которое способно на самые замысловатые сюжеты — куда там рациональным Баскервилям с их собакой, намазанной фосфором.

Лев Данилкин
Афиша
Безусловно сложившийся, кондиционный, с оригинальной атмосферой, с колоритом — и не матрешечный при этом, без экзотики «рашн-деревяшн», ­однако и не идеальный роман: перенасыщенный историческими экскурсами (сырыми; ощущение, что ими замазывались дыры в драматургии); в галерее ­персонажей есть недопрописанные портреты или вовсе пустые рамы вроде так и не показанного «помещика» Шестакова, вроде лавочника Мурыгина; с сюжетными нестыковками, которые должен бы был отловить редактор. Неприятная новость состоит в том, что «Псоглавцы», оказывается, первый роман в серии, то есть начало «проекта».

Андрей Шляхов
Питерbook
Напрашивается вывод, что, несмотря на все попытки вызвать в читателе ужас, не это было сверхзадачей Алексея Маврина. Он не пугать хотел, а идеями поделиться: о том, как произведения искусства становятся носителями информации, о том, как её можно оттуда добыть, и что из этого может получиться, о том, как опасно бывает выходить за привычные социальные, психологические, культурные рамки. Не бог весть какие оригинальные идеи, но они подразумевают, что «Псоглавцы» — не совсем пустое чтиво.

Виктор Топоров
Фонтанка
Сюжет пересказывать не буду; он при всей своей нелепости напряженный и дважды кончает с собой, сам того не заметив. Не приходя в сознание, делает себе харакири — причем по староверскому образцу... Намекну только, что заканчивается всё хорошо. Впрочем, русский хоррор всегда заканчивается хорошо — полным улетом в самое настоящее русское фэнтези. Не зря же и сочиняют его — под псевдонимом, например, Маврин (а впрочем, почему бы и не Маврин?) — молодые двоюродные бабушки юных хакеров — и сочиняют в свободное от коммерческих корректур и технических редактур время. На «Псоглавцах»-то при всем уважении не больно разживешься.

Галина Юзефович
Итоги
Ключевой момент, вероятно, состоит в том, что не страшно самому автору. Куда больше, чем инфернальный собакоголовый ужас, автора «Псоглавцев» занимает культурная антропология вымирающей русской деревни с ее бытом и нравами, с распадом сельского уклада и деградацией, со старообрядческими мифами, великим прошлым и смутным будущим. Глаза Алексея Маврина — это доброжелательные и любопытные глаза ученого-исследователя, а вовсе не воспаленные очи безумного духовидца, поэтому увидеть ими что-то по-настоящему страшное невозможно. А вот немало занятного и оригинального — можно вполне.

Елена Дьякова
Новая газета
Контраст между Россией, из которой прибыли трое блогеров, и тутошней Россией — самое страшное и самое важное в дебютном романе Алексея Маврина. Контраст непримиримый — как между билдингами Сан-Паулу с вертолетными площадками на крышах (тут не понты: элите и среднему классу страшновато ездить по городу без охраны) и остатней Бразилией, от фавел до племенных поселений в джунглях. Резкое отторжение троих «римлян» с вай-фаем от мира «варваров» объяснимо. Но вот прописано оно так же беспристрастно, четко и жестко, как Калитино и его население.

Анна Наринская
Коммерсантъ
Кажется, «Псоглавцы» не издательский проект, а игра, затеянная самим автором, не желающим, к примеру, ставить на «ужастик» свое известное, возможно, имя или, наоборот, стремящимся, чтобы этот его текст воспринимали непредвзято, не перенося на него уже сложившееся мнение о его остальных писаниях. Приятно, впрочем, осознавать, что в этом случае такая интрига имеет значение не первостепенное. Куда важнее, что это — занимательная, хорошо придуманная и остроумная книжка, предлагающая читателю загадки, которые интересно отгадывать, и даже соображения, про которые не скучно размышлять.

Дата публикации:
Категория: Рецензии
Теги: Алексей МавринИздательство «Азбука»Коллекция рецензий