Норман Фостер (Norman Robert Foster) — английский архитектор, один из лидеров стиля хай-тек.
Родился 1 июня 1935 в Манчестере, в семье рабочего. В 1953-1955 служил летчиком в Королевских военно-воздушных силах. Затем поступил на архитектурное отделение Манчестерского университета; сменив несколько вузов, в итоге получил диплом архитектурной школы Йельского университета в США (1962).
Вернувшись в Англию, в 1963-1967 был партнером в фирме «Команда 4» (Team 4), а в 1967 основал свою собственную фирму Foster Assosiates. Познакомился в этот период с Р. Б. Фуллером; совместно они исполнили ряд проектов, варьирующих принцип «геодезического купола». Усвоив фуллеровскую «технократически-природную» эстетику, а также стилистику хай-тека (отчасти благодаря сотрудничеству с одним из его основоположников, Р. Роджерсом, в «Команде 4»), создал по сути — вопреки фирменной обезличенности новейшего зодчества — глубоко индивидуальное творческое направление, осмысляющее технологические новинки в высшей степени образно, порою даже экстравагантно. Свойственная раннему хай-теку ироническая «поп-артистская» пародийность сменилась здесь новым, по-своему эпическим монументализмом.
Среди весьма многочисленных построек Фостера наиболее значительны лондонский Фред Олсен-сентр (1967), где впервые было масштабно применено столь модное впоследствии зеркальное остекление — близкое по духу здание фирмы «Уиллис Фабер энд Дьюм» в Ипсуиче (1974), многофункциональный, насквозь просматриваемый и тесно связанный с природным окружением Сейнсбери-сентр в Норвиче (1977), Рено-сентр близ Суиндона (1983), — с экспрессивным, «барочным» контрастом опорных колонн и подвешенных на них модулях перекрытия, — небоскреб Шанхайского банка в Гонконге (1981-1986), в процессе сооружения которого поэтапно перестраивалось уже существующее здание, функционально реструктурированное с применением китайских традиций фэн-шуй; центральным помещением банка стал 12-этажный атриум, дополнительно освещаемый с помощью солнечного рефлектора. В 1991-1992 по проекту Фостера было возведено высочайшее здание в Европе, 300-метровый центральный офисный комплекс «Коммерцбанка» во Франкфурте — «зеленая башня», взятая в футляр многоярусных зимних садов.
Мастер неоднократно проектировал аэропорты, в том числе Стенстед близ Лондона (1991) и особо примечательный, крупнейший в мире по площади закрытых помещений Чек Лап Кок в Гонконге (1998), композиционно распластанный по земле и благодаря прозрачным перекрытиям максимально открытый естественному освещению. Не раз обращался к чисто инженерным и дизайнерским проектам, разработав, в частности (в 1990-е годы), экспресс-систему наземного рельсового транспорта в Бильбао и новую линию мебели «от Фостера». Известнейшей его работой стала завершенная в 1999 реконструкция здания берлинского рейхстага, призванного вновь стать местопребыванием парламента объединенной Германии; бережно сохранив исторический облик здания, вплоть до части надписей, оставленных советскими солдатами, он увенчал его новым стеклянным куполом — с подводящей к нему широкой спиралевидной зеркальной полосой (позволяющей видеть, что происходит внизу, в зале заседаний, и тем самым символизирующей «новую демократическую открытость» германской политики). В 1990 был возведен в рыцарское звание.
Источник: http://www.krugosvet.ru
Сайт Нормана Фостера: http://www.fosterandpartners.com
войдите или зарегистрируйтесь