# Литературоведение

«Писать поперек» – результат почти тридцатилетнего восприятия и изучения литературы как социального института, основная функция которого «поддержание культурной идентичности общества на основе тиражируемой письменной записи»
1266
Статьи о классиках из нового учебника по русской литературе, хоть и покрывают школьную программу по предмету, вряд ли пригодятся в «изучении» великой русской или подготовке к ЕГЭ. Но так оно и задумано. Авторы проекта — не литературоведы, а писатели и, как никто другой, знают, что «изучение» текста совсем не то же самое, что опыт его настоящего чтения. Профессиональные филологи, наверное, упрекнут труд в неакадемичности, а многие статьи найдут спорными (так оно и есть — недаром некоторым авторам посвящено по две совсем разных статьи). Но школьники, которым учебник попадется в руки, вряд ли смогут удержаться, чтобы не накинуться на классиков — хотя бы для того, чтобы поспорить или согласиться с теми мнениями, которые о них прочтут. Как, например, в случае со статьей Андрея Рубанова о Варламе Шаламове.
2066

17 сентября в культурном центре «Покровские ворота» в Москве

1122
В почти итоговом «Филиале» и в записных книжках с некоторыми вариациями повторяется один и тот же фрагмент: Бог дал мне именно то, о чем я всю жизнь его просил. Он сделал меня рядовым литератором. Став им, я убедился, что претендую на большее. Но было поздно. У Бога добавки не просят. Остается только — «с некоторой грустью» — это понять, признать и смириться. Принять судьбу как личный выбор. Ремесло — рассказчик. Отрывок из книги Игоря Сухих «Сергей Довлатов: время, место, судьба»
1062
Книга дает серьезный опыт понимания прозы и личности Сергея Довлатова
1442
Воссозданный в художественном тексте, кошмар приобрел огромное влияние на читателя и превратился в культурную норму и культурную форму современности. Литература послужила отправной точкой для создания культуры потребления кошмара, породив «жанр ужасов» и вызвав к жизни Готическую эстетику. Отрывок из книги
1110
Почему переживание кошмара стало массовой потребностью в современной культуре и кошмары заполнили романы, фильмы, компьютерные игры?
1102
В общей сложности в двенадцати главах сборника раскрываются (в интересующем автора ракурсе) особенности поэтики таких писателей, как: Оскар Уайльд, Т. С. Элиот, Вирджиния Вулф, Тибор Фишер, Генри Миллер, Курт Воннегут, Лорен Айзли, Эрнест Хемингуэй, Дж. Д. Сэлинджер, Джон Чивер и Джон Апдайк.
2550
Издательство может успокоиться и в нынешнем году не выпускать больше ни одной книги в своей «Научной библиотеке» — выполненное М. Павловой исследование биографии и первых двадцати лет творчества Федора Сологуба служит свидетельством тому, что здесь еще в цене содержательные, осмысленные и по-русски написанные монографии.
1430
Вероятно, это действительно лучший учебник истории нашей литературы и по прошествии — страшно сказать — восьмидесяти лет с момента написания. Дело, конечно, не столько в широчайшем историческом горизонте, распростершемся на тысячу страниц плотного, емкого по содержанию и поразительного по глубине текста, хотя, скорее всего, в наше время подобный труд был бы возможен только как результат слаженной работы целого коллектива самых маститых, но еще не заплесневелых ученых.
2198
  • Предыдущая страница
  • Следующая страница