Маргарита Спиричева. История
Маргарита Спиричева родилась в 1994 году в Екатеринбурге. Изучала лингвистику в СПбГУ и писательское мастерство в Creative Writing School (курсы Сергея Носова и Ольги Брейнингер). Живет в Санкт-Петербурге, работает аналитиком в IT-компании.
Рассказ написан на курсе Ольги Брейнингер «Автофикшн».
Артем Роганов и Сергей Лебеденко: Рассказ Маргариты Спиричевой — радикально сжатая история постиндустриальной жизни: модные бары, театры, «тиндер-дейты». Переход в незнакомую ситуацию завершается слишком прозаично и вовсе не по-кэмпбелловски. Странное ощущение: хотя Спиричева пишет о наших отношениях с обманом и о гибкой смене масок, вещах неоднозначных, к исходу первого месяца «спецоперации» этот рассказ читается едва ли не ностальгически. Очень ждем момента, когда главной темой литературных обсуждений снова станет автофикшен и инфляция чувств. Пусть новый рассказ этот момент для читателей немного приблизит.
История
Перед отъездом в Москву Некит заглянул, чтобы отдать «Нас всех тошнит» и «Спасите котика» и занять денег.
— Я сегодня собираю всех своих в «Хрониках», — сообщает он мне.
— Буду ждать твоих сториз.
— Не хочешь пойти?
Я ставлю книги Некита на полку. Их оранжевые обложки выглядят чужаками рядом с золотым тиснением словарей и потрепанными корешками книг по сравнительному языкознанию.
— У меня экзамен в аспирантуру на следующей неделе. И я недостаточно богемна для твоей тусовки.
— Перестань. Ты же у нас актриса.
— Очень смешно.
Я иду за кошельком.
— И я не люблю «Хроники», — добавляю я. — Там вечно куча народу и разговоры ни о чем. И плитка на стенах как в туалете.
Некит аккуратно складывает купюру в пустой держатель для денег и убирает его в карман пальто. У него очень тонкие пальцы.
— У меня еще осталось несколько книг по драматургии, — говорит Некит. — Я по ним делал свое портфолио. Можно я тебе их как-нибудь занесу…
— …а пятьсот рублей отдавать не буду? Хорошо, приноси как-нибудь.
*
В сториз Некита мелькают черные тренчи и бархатные береты, блестящие топики и вельветовые пиджаки, узкие очки, помады и шелковые шарфики. Красивые девочки танцуют посреди бара, красивые мальчики подносят к губам сигареты. Позируют, обсуждают кино. Эти люди будто сошли с экрана — а Некит возвращает их обратно.
Я презираю этот лживый шик, эту игру в кино — и все равно смотрю все его сториз.
*
Пока Некит сдавал экзамены, мы с ним почти не общались. Я скучала по нашим разговорам: я любила с ним выпивать и рассказывать истории, надеясь, что по какой-то из них он однажды напишет сценарий.
Некит поступил в «Московскую школу нового кино». Написав мне об этом, он поинтересовался, нет ли у меня новых историй.
— Нет, — отвечаю я. — Одна учеба.
— Но ты же об этом и мечтала?
— Кажется, да. Но знаешь, все равно как будто чего-то не хватает.
— Нет ли около тебя достойного мужчины? — спрашивает Некит. — Зря ты не попыталась к нам поступить. У нас много классных ребят, среди них даже есть натуралы.
— Зато я одна из первых в списке поступивших на кафедру общего языкознания! — сообщаю ему я.
*
После утверждения темы кандидатской диссертации я покупаю себе ярко-красную помаду. Крашу губы, чуть-чуть заводя за контур. Долго рассматриваю себя в зеркало. Завиваю кудри, аккуратно закалываю их за ухом. Фотографируюсь на фоне красных штор. Смотрю из-под ресниц. Выставляю в Инстаграм.
«Дива!» — комментирует Некит.
Эту же фотографию я загружаю в Тиндер.
*
У меня новый мэтч и новое сообщение. Я открываю приложение и не верю своим глазам — я думала, этот парень меня пролистнет.
— Ритуль, привет. Ты очень милая.
На первом фото он в пальто и кепке-восьмиклинке, стоит на мосту и смотрит на воду. На втором — в черной водолазке, пойман в тот момент, когда он что-то произносит. На третьем — сидит, облокотившись на спинку стула. У него лицо греческой статуи.
— Привет, Кирилл. А у тебя очень одухотворенный взгляд.
— Ого! Спасибо.
— Судя по второму фото, ты как-то связан с театром?
— Как-то связан. Учусь в театральном.
— Ничего себе. А я когда-то играла в студенческом театре. Китайского мальчика.
— Ты смешная. У тебя есть планы на вечер?
*
В моем гардеробе полно одежды, которую я никогда — или почти никогда — не носила. Разноцветные хаори, баварские платья, кружевные блузки, блестящие платья, юбки в пол, жакеты с огромными пуговицами и цветные брюки. На научную конференцию это все не наденешь. Для свидания я выбираю шелковую блузку в пижамном стиле — возможно, слишком легкую для позднего вечера.
Кирилл приходит в толстовке.
*
В жизни Кирилл оказывается еще более красивым, и я нервничаю так, что тараторю без конца. Я рассказываю о том, как в детстве начиталась «Маленьких женщин» и стала делать домашние постановки, о том, что даже не попыталась поступить в театральный, потому что родители с трудом отпустили даже на филфак (несмотря на выигранную олимпиаду); о том, как случайно попала в студенческий театр, в котором ставились пьесы на языке оригинала, и о том, как ушла из него ради важной конференции. И, наконец, я вспоминаю о том, как помогала знакомой из его института ставить этюд. Кирилл молчит и даже не улыбается.
— В этом этюде я изображала нечисть. Ходила в массовке в короткой простыне и обмазанная красной краской. Пришлось купить белое белье под это дело.
— Покажешь? — вдруг спрашивает Кирилл.
— Что именно? — не понимаю я.
— Белье.
Я чувствую себя глупо.
— Ну может быть, — говорю я.
— Ты одна живешь?
Я киваю.
— Слушай, ты что так стесняешься? У тебя редко бывает секс?
— Ну, в последний раз был где-то год назад, — признаюсь я.
— Год?! — изумляется Кирилл. — Поехали скорее!
Я смотрю на его красивое лицо — лицо греческого божества — и отвечаю:
— Ну поехали.
*
Мне нравились кадры из фильмов, в которых пары, охваченные внезапным порывом, целовались в такси, бежали по лестнице, держась за руки, заходили в лифт вместе с соседями и набрасывались друг на друга, как только те доезжали до своего этажа, как срывали друг с друга одежду по пути в спальню, а дальше — поцелуи в шею, широко распахнутые глаза и женская рука, сжимающая простынь.
В жизни все оказалось куда прозаичнее.
*
Когда я вышла из душа, Кирилл застегивал ремень и разговаривал по телефону:
— Ты вообще понимаешь, сколько сейчас времени? Я занят.
Я подхожу поближе. Мельком взглянув на меня, Кирилл продолжает:
— Понимаю. Ну, хорошо. Хорошо. Я приеду.
Кирилл кладет трубку.
— Слушай, мне очень неловко, — говорит он мне. — Позвонил одногруппник. Завтра показ этюда, а еще ничего не готово. Мне нужно на репетицию.
Я сажусь на кровать.
— Ну хорошо, поезжай, — говорю я, а потом набираюсь смелости и добавляю: — Ты хороший актер. Отличную сцену разыграл.
Кирилл поворачивается ко мне. На его красивом лице читается недоумение.
— Что ты сказала? — говорит он спокойно.
Я смотрю на Кирилла, и моя уверенность начинает пропадать.
— Повтори, что ты сказала! — Кирилл начинает злиться.
— Ты хороший актер, раз разыграл такую сцену.
— Мне реально надо на репетицию! — кричит на меня Кирилл.
— Хорошо, я тебе верю, — отвечаю я.
— Ну капец…
Кирилл встает и идет в коридор.
— Где моя сумка? — доносится оттуда.
Я выхожу за ним, отдаю ему поясную сумку. Кирилл молча надевает кроссовки.
— Прости, пожалуйста, — говорю ему я. — Я правда верю, что тебе надо на репетицию.
— Ну капец! — повторяет Кирилл. — Я и так себя мудаком чувствую, а эта твоя фраза... Это просто вишенка на торте!
Я молча жду, пока он вызовет такси.
— Я напишу, — говорит Кирилл.
Я закрываю за ним дверь и опускаюсь на пол.
*
Следующие несколько дней я не выпускала из рук телефон и постоянно обновляла мессенджер. Получив сообщение от Некита, я вдруг осознала, что ни разу не открыла Инстаграм, чтобы посмотреть его сториз. Некит написал, что приехал в Питер на несколько дней и хочет встретиться.
— Пойдем в «Хроники»! — предложила я. — У меня для тебя есть потрясающая история.
*
Мы сидим в маленьком зале, прямо под постером фильма «Богема».
— Кто ж тебя за язык тянул, — смеется Некит над моим рассказом. — Ты что, подыграть не могла?
— Ну ты же меня знаешь. Я всегда пытаюсь показать, что я все вижу и все понимаю. Что я самая умная в комнате и все такое. Но в следующий раз, когда мне будут врать, я подыграю. Или даже поверю.
— Можно я украду твою историю? — спрашивает Некит.
— Нет уж, я сама ее опишу. Я решила пойти учиться на драматурга. Я вдруг поняла, что всю жизнь об этом мечтала — только никому в этом не признавалась. Даже себе. И если честно, я тебе завидовала.
— А я, наоборот, восхищался, что ты занимаешься чем-то серьезным, — ответил Некит. — Но я думал, что ты презираешь все, кроме сравнительной грамматики.
— Сравнительную грамматику я, конечно, люблю, — смеюсь я, — но ради нее я не стала бы срываться посреди ночи.
— А ради чего стала бы?
— Ради красивых мальчиков.
Некит поднимает бокал:
— За красивых мальчиков.
*
Мы выходим из бара и оказываемся в толпе курящих. Некит просит меня подождать и идет стрельнуть сигаретку. Я любуюсь людьми вокруг — они будто сошли с экрана.
— Слушай, Ритос… А можно у тебя занять рублей двести на такси? — спрашивает Некит. — Я верну. И на этот раз даже не книгами.
— Хорошо, — отвечаю я. — Я тебе верю.
войдите или зарегистрируйтесь