Коран в женских руках
Коран в женских руках
Тема номера («Прочтение» № 1, 2009) проиллюстрирована работами из «исламского проекта» московской группы АЕС (Арзамасова, Евзович, Святский). От лица своих коллег на вопросы «Прочтения» ответил Евгений Святский
Проекту 12 лет, он по-прежнему востребован, почему — понятно. Проблема стала только актуальнее. Но есть ли какая-то динамика в восприятии проекта? Новые удивившие вас мнения, новые реакции?
Динамика в основном была после 11 сентября 2001 года — тоже понятно почему. То есть до этой даты проект воспринимался более или менее серьезно в Европе, но в США вызывал раздражение и даже неприятие как политически некорректная провокация. Некоторые американцы (арт-дилеры и галеристы) отказывались брать у Марата Гельмана открытки осенью 1996 года на АртФорум-Берлин, и даже еще летом 2001 года на Арт-Чикаго французскую галерею Соллертис (Sollertis) заставили убрать с внешней стены стенда наши работы, но после известных событий все кардинально поменялось — нас буквально забросали письмами и просьбами об интервью, так как до многих дошел его смысл.
С тех пор проект распространился еще больше (по многим каналам, включая, конечно, интернет). В 2000 году мы, кстати, дополнили форму его репрезентации новой инсталляцией в виде бедуинского шатра с коврами-аппликациями, которая была впервые показана в ЦСИ le Quartier (Quimper, France). Да еще в самом начале (1996-1997) была смешная история с публикациями в журнале ART, издающемся в Гамбурге, по-моему. Сначала там появилась статья, в которой нас обвинили чуть ли не в фашизме, а год спустя назвали лучшим проектом в Европе за 1997 год.
И ваше собственное восприятие: относились ли вы в 1996-м к своей затее хоть отчасти как к шутке, или всерьез были уверены, что так оно все и будет?
И да и нет. Мы, конечно, шутили, но, безусловно, было и интуитивное чувство, что проблема действительно серьезная. Мы в принципе хотели вызвать людей на откровенность, то есть предложить некую форму социального «психоанализа», при которой зрители непроизвольно начинают дискутировать, невзирая на политкорректность. Что касается предсказаний будущего, оставим это на усмотрение высших сил.
Видимо, идея витала в те годы в воздухе и, так или иначе, посетила нас, Хантингтона и... Усаму Бен Ладена:)
«Мусульманские» реакции были?
Была практически сразу большая публикация в египетской газете El Dustour с довольно серьезным анализом проекта с точки зрения восприятия ислама внешним миром и т. д.
В разные годы были встречи с исламской публикой с горячими дискуссиями, был визит строгих иранцев (на выставке в Граце), которых рассердил лишь образ статуи Свободы в чадре и Коран в ее женских руках. Но были и замечательные письма от ученых исламского происхождения, работающих в американских университетах, с доброжелательными отзывами и рассказами, в каких контекстах наш проект присутствует в Штатах.
войдите или зарегистрируйтесь