Валерий Мишин
Не надо привязывать эстетические категории к политическим. Коллажный стиль присутствовал в оформлении книг, особенно в ГДР. Тогда не было компьютера, но была фотографическая, очень хорошая техника. Американцы еще в шестидесятые годы делали то, что сейчас делают с помощью компьютера.
В советское время были разные направления, например авангард 20-х годов. Михаил Карасик провел выставку в музее Ахматовой, где показал русский авангард. В сталинское время эти тенденции стали затихать… Были, конечно, Лебедев и Конашевич, которые умели балансировать на грани формализма и доходчивости. Этот стиль повлиял на последующих художников, даже на Кабакова, московского концептуалиста. Например: Генрих Сапгир, «Четыре конверта», стихи, рисунки Ильи Кабакова, М., «Детская литература», 1976.
Есть и другие тенденции. Скажем, издательство «Александр-принт». Они издают подарочные книги в основном по истории. Это книги, которые ставятся на полку и становятся частью интерьера. Такой стиль в оформлении никогда не прерывался.
Другое дело — популярная литература, издание, рассчитанное на массового пользователя. Пример массовой и неплохо изданной книги — издательство ОГИ. Замечательная поэтическая серия, куда вошли книги Ивана Ахметьева, Виктора Кривулина, Татьяны Данильянц и др. Издательство пригласило замечательного художника — Мая Митурича, сына знаменитого Митурича, художника-формалиста, одного из родоначальников визуальной поэзии, который оформлял еще книги Хлебникова.
После Митурича выступил в жанре визуальной поэзии уже Генрих Сапгир.
Можно привести в пример книги Геннадия Айги. Ему вообще очень повезло с оформлением. В том же музее Ахматовой была выставка, посвященная творчеству Айги, где было показано порядка семидесяти книг, изданных при его жизни. При этом практически все без исключения книги, а выходили они и в Австрии, и в России, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, отличаются изысканным вкусом.
Эта выставка могла бы служить примером того, как нужно оформлять книги.
Если говорить про книжки, которые я делаю в самиздате, то я стараюсь делать оформление авангардным. Но не повторяя шаги художников 20-30-х годов, а минималистическими средствами хочу максимально выразить то, что находится под обложкой. Мне кажется, именно такое оформление подходит современной актуальной поэзии.
У меня абсолютно нет пессимизма. Уже сейчас появляются массовые книги, которые можно поставить на полку. Различные элитарные идеи оформления переходят в массовую культуру. Люди уже хотят иметь книгу, интересную по всем параметрам: и внутренне, и внешне, и мне кажется, что книгоиздание потихоньку будет двигаться и в этом направлении.
войдите или зарегистрируйтесь