Маленькая литературная жизнь 2017

К концу подходит 2017 год. В юбилей революции «Ленин» экспроприировал призовой фонд «Большой книги», Нобелевская премия перестала экспериментировать с лауреатами, а «Прочтение» неустанно писало об этом. У каждого свои итоги года, поэтому мы опросили издателей, редакторов переводчиков и поэтов о самом важном, что происходило в литературе последние двенадцать месяцев. 

 

Игорь Алюков, директор издательства «Фантом Пресс» 

Книга года: Две книги Амоса Оза: «Иуда» и «Фима». Это по-настоящему большая литература. Израильский классик, который давно издается на русском языке, в этом году по-особенному зазвучал для меня.

Открытие года: Глобальных открытий не было, но несколько авторов-дебютантов прозвучали многообещающе. Например, совсем молодая американская писательница Эмма Клайн с ее романом «Девочки», который стал литературным событием и в США, и в Европе. На нашей выставке Non/Fiction эта книга стала самой рейтинговой по упоминаниям и, похоже, самой популярной среди всех художественных книг, представленных там.

Разочарование года: Мой традиционный ответ на этот вопрос: современная русская литература. Попытка полюбить что-то из нее, как и в прошлые годы, оказалась тщетной.

 

Вадим Левенталь, писатель, редактор издательства «Флюид ФриФлай», ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер»

Книга года: «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» Льва Данилкина.

Автор года: Анна Козлова.

Открытие года: Открытием года для меня стал Андрей Филимонов с книгой «Головастик и святые» — автор не то чтобы дебютант, но до сих пор о нем мало кто слышал; эта книга мгновенно вывела его на орбиту.

Разочарование года: «Иван Ауслендер». Садулаев, которого я безмерно уважаю и всегда с интересом слушаю, сделал сборник публицистики (как бы она ни была хороша) и сказал, что это роман, — зачем, я не понял.

 

Аполлинария Аврутина, кандидат филологических наук, лингвист, литературный переводчик

Книга года: Моя собственная работа, перевод романа турецкого писателя Ахмеда Хамди Танпынара «Покой». Эту книгу я переводила ровно десять лет по причине невероятной сложности текста.

Автор года: Антония Байетт. Ее роман «Ангелы и насекомые» поразил меня тонкой и филигранной работой над текстом, сочетанием филологического и литературного таланта.

Открытие года: Наталья Ключарева. Влюбилась в ее романы и в ее стиль.

Разочарование года: Им для меня стал роман Халеда Хоссейни «И эхо летит по горам», вышедший еще в 2015 году. Это последняя из переведенных на русский язык книг автора, за творчеством которого я внимательно следила. Роман оказался скучным и вторичным.

 

Борис Кутенков, поэт, литературный критик, редактор журнала «Лиterraтура»

Книга года: «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары. Прекрасно понимая как критик все недостатки этого романа, тем не менее купил и буквально проглотил его. С такой ненавязчивой, неманипулятивной беспощадностью и холодной аналитической отстраненностью давно никто не нажимал на болевые точки частного человека, скрываемые им от него же самого.

Автор года: Если говорить не только о важном «лично для меня», а пытаться при ответе учесть и объективные «запросы» аудитории, и не забыть о личном интересе, то... наверное, Дмитрий Быков. Не уставал в этом году следить за его новинками нон-фикшен — отмечу прекрасный сборник «Сто ночей с читателем», составленный из стенограмм на «Эхе Москвы».

Открытие года: Открытий в глобальном смысле давно уже нет — исходя, во-первых, из культурной сегментации, когда каждая микрогруппа замкнута на своих интересах и своей целевой аудитории и вместе им не сойтись, а во-вторых, из культурного переизбытка. И в целом инерционности литературного процесса. Лично для меня радостными открытиями стали новые книги: в поэзии — сборники Марии Марковой, Анны Русс, Елены Сунцовой, Игоря Куницына, Василия Филиппова; в нон-фикшен — две книги из серии «Жизнь замечательных людей», о Бахтине и Добролюбове, направленные на очищение образа классика от наслоений советской мифологии. А также региональные фестивали, из которых отмечу фестиваль «Воробей-фест» в Каменске-Уральском под предводительством поэта Михаила Корюкова — характерный сочетанием «полудомашности» и интеллектуальной атмосферы, неподдельным (и редким в столице) вниманием к проблеме поэтического текста.

Разочарование года: Пожалуй, тенденция сближения поэзии и документального повествования, когда биография автора не перевоплощена в эстетический, художественный продукт и лишена метафизического обоснования, а текст становится рифмованием в столбик авторских мыслей и чувств. Разочаровывает также недальновидность отдельных издателей и редакторов, все еще продолжающих публиковать такие тексты, так как именно они соответствуют запросам массовой аудитории.

 

Василий Владимирский, литературный критик, журналист, редактор

Книга года: Сложно выделить главное, когда читаешь по пятнадцать-двадцать книг в месяц, от киноведческих монографий и романов букеровских лауреатов до хоррора и научной фантастики. Хороших книг удивительно много — если не зацикливаться на какой-то одной теме. «Новая Луна» Йена Макдональда, «Оттенки русского» Антона Долина, «Фарбрика» автора, скрывшегося под псевдонимом К.А.Терина, «Прыжок в длину» Ольги Славниковой, «Поэтика детектива» Петра Моисеева, «Вселенная Квентина Тарантино» Александра Павлова, «Кластер» Дмитрия Захарова... Каждая по-своему хороша и интересна, и это только малая часть списка.

Автор года: Больше всего в этом году я писал о новых — для отечественного читателя — книгах британца Кристофера Приста. Так что, пожалуй, это и есть мой автор года. Кроме того, я сделал два чрезвычайно приятных открытия: узнал о существовании Ника Харкуэя, автора романа «Мир, который сгинул», и Роберта Джексона Беннетта, автора «Города лестниц». И того, и другого у нас только начинают активно публиковать.

Открытие года: Не знаю, можно ли назвать это открытием, тем более литературным, но в 2017 году отчетливо проявилась новая тенденция в российском книгоиздании. Полтора десятилетия у нас шла очевидная монополизация и централизация книжного рынка. «АСТ» в большей степени, «Эксмо» в меньшей (и «Аттикус» в еще меньшей) поглощали толковые издательства, наращивали бумажную массу, прогибали под себя изменчивый мир. И только в последние годы наметился отчетливый курс на децентрализацию — в основном благодаря независимому ретейлу и культурным институциям с хорошими бюджетами. Свои книги давно печатают «Фаланстер» и «Стрелка». В этом году новое «взрослое» издательство с серьезными амбициями запустил интернет-магазин «Лабиринт»: там планируют печатать до 200 переводных книг в год, первые два десятка уже появились в продаже. Контрольный пакет другого издательства приобрел «Букмейт». Первые книги напечатало новенькое, с иголочки, питерское издательство «Acta Diurna». Систему инпринтов тестирует «Ридеро» — с выходом на «бумагу», разумеется. Даже неповоротливый холдинг «Эксмо-АСТ» экспериментирует с новыми брендами — правда, из полудюжины этих «издательств» свое лицо обрел пока только «Fanzon». Ландшафт становится более разнообразным — впервые за долгие годы.

Разочарование года: С разочарованиями та же история, что и с «очарованиями»: когда много читаешь, регулярно натыкаешься на книги, от которых ждал большего. Пожалуй, все-таки назову «Семиевие» Нила Стивенсона, автора «Алмазного века», «Лавины», «Анафема», «Барочной трилогии». «Семиевие» не то чтобы плохо написано, по-своему это очень недурная литература — если вы любите хардкорную «твердую» научно-техническую фантастику. Но герои романа настолько эмоционально глухи, настолько лишены способности к эмпатии, что читать о них мучительно.

 

Валерия Мартьянова, журналист и видеоблогер, эксперт по современной детской и подростковой литературе, автор проектов «Мартышка» и «Мартышкин рот»

Книга года: Очень сложно выбрать самую-самую книжку. Было много важных: недавно издали «Как я теперь живу» Мэг Розофф, она невероятная, совершенно подростковая. У «Поляндрии» вышел «Снежный лев» — моя любимая книга для малышей. Лучший виммельбух года, конечно, «Почтальон Мышка» от «Самоката» — Марианна Дюбюк для меня иллюстратор года, хотя Роб Биддальф тоже прекрасен.

Автор года: Ульф Старк. До сих пор не могу поверить, что его больше нет. Открытие года: Во-первых, издательства сделали очень много интересного и стильного, очень часто радовали. Как издательство отличились «МИФ.Комиксы», потому что выстрелили молниеносно и с Хильдой, и с Вишенкой, и с прекрасным Ван Гогом, и с «СуперУхо» Сиси Белл.

Разочарование года: Меня разочаровывают современные переиздания классики, кроме Ильи Бернштейна, который делает это на грани фантастики и с такой любовью, что хочется немедленно перечитать.

 

Артем Фаустов, соучредитель, директор книжного магазина «Все свободны»

Книга года: Лично для меня – это «Ка, или Тайные, но истинные истории искусства» Александра Бренера. А как же иначе, ведь этой книгой наш магазин «Все свободны» открыл собственную издательскую программу. Мы подготовили ее выпуск полностью самостоятельно, каждая буква, каждый знак препинания был прожит, как родной. Да и содержательно «Ка» вполне достойна звания книги года, если еще не читали Бренера – срочно исправляйтесь!

Автор года: Я мог бы назвать Бренера и автором года. Помимо публикации «Ка», его предыдущая книга «Жития убиенных художников» прогремела в финалах двух лучших литературных премий. А новый стихотворный сборник с авторскими иллюстрациями выйдет в Москве до конца декабря. И вообще, его, легендарного художника, наконец начали воспринимать как большого, серьезного писателя. Согласитесь, неплохой результат. Однако давайте упомянем других авторов. Я бы разделил первенство среди двоих. Лев Данилкин порадовал нас, пожалуй, лучшим нон-фикшном. А также поддержал выход своей поистине монументальной биографии Ленина многочисленными лекциями и интервью на эту тему, по сути, объездив с ними полстраны. При его поддержке вышли и другие издания об Октябрьской революции и ее лидерах, например, антология лучших текстов Ленина «Ослиный мост».

Открытие года: То, что контент сообществ из соцсетей имеет большой книгоиздательский потенциал. Например, книга «Она развалилась», выпущенная одноименным пабликом, стала главным бестселлером 2017-го во «Все свободны». Это пример очень интересного взаимопроникновения культурных сфер.

Разочарование года: Как и в предыдущие годы, это политика государства в отношении книгоиздания и книготорговли. Точнее, полное отсутствие внятной политики, продолжающееся уничтожение книжного рынка, поддержка монополистов и одновременное ухудшение условий для частного бизнеса. В общем, всё то, что мы с вами постоянно наблюдаем. Государство самоустраняется из всех сфер социального, перекладывая свои функции на наши с вами плечи и ограничиваясь взиманием дани. Что ж, может, так даже лучше. На диком поле распускаются самые прекрасные цветы.

 

Мария Галина, поэт, переводчик, литературный критик

Книга года: Мария Степанова — поэтическая «Против лирики» и документальный роман «Памяти памяти».

Автор года: Безусловно, Мария Степанова, у которой вышло две очень разных и в то же время перекликающихся друг с другом книги

Открытие года: Романы «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова и «Заххок» Владимира Медведева, отмеченные многими литературными обозревателями и критиками.

Разочарование года: Разочарованием года стало то, что оба этих романа, попавших в премиальные списки, на самом деле вышли в прошлом и позапрошлом году, правда в журналах, и, похоже, их тогда мало кто заметил. Это хорошо говорит о премиальных институтах, которые как бы вывели авторов на освещенную площадку, но хотелось бы, чтобы шум поднялся раньше.

Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Итоги года
Подборки:
0
0
9866
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь