«Посмотрели на живую Хакамаду»
20 июня в магазине «Буквоед на Восстания» состоялась встреча с Ириной Хакамадой.
Мероприятие было назначено на семь вечера. В половине седьмого заинтересованные стали подтягиваться в зал и обращаться к сидящим рядом с пустующими стульями: «У вас не занято?» Ха! Наивные. Чтобы занять сидячие места, нужно было прийти самое позднее к шести. Прибывшей вовремя (описанная в книге пунктуальность оказалась чистой правдой) Хакамаде пришлось буквально протискиваться к сцене через плотную толпу жаждущих разговорчиков о жизни с политикой. Толпу довольно разношерстную: здесь были юные барышни, рэперского вида тинейджеры, интеллигентные пожилые дамы, джентльмены, выглядящие как научные сотрудники, и даже несколько мам с детьми старшешкольниками (любопытно, что среди всего этого разнообразия самыми редкими экземплярами оказались представители поколения тридцати-сорокалетних).
Народ был готов общаться, несмотря на жуткую духоту, и на вопрос Хакамады: «Вы два часа выдержите?» — бодро ответил: «Да!» И ведь выдержали! И общение состоялось.
Записки с вопросами Хакамада предложила отложить на потом, сначала рассказала, почему написала книжку (молодая неопытная женщина пришла в политику и, набивая шишки, накопила уникальный опыт, которым захотела поделиться), про планы (мечтает снять кино, пишет сценарий), потом попросила задавать вопросы. Автору лучшего вопроса организаторы обещали книгу с автографом. Публика оказалась настроена позитивно — спрашивали и про жизнь, и про политику, но каверзных и провокационных вопросов не задавали. Говорили о судьбе России, о вечной непредсказуемости — свое отношение Ирина Муцуовна сформулировала как «трагический оптимист»: «Россия обречена прийти к смене политической элиты, но через кризис»; — о демократах, которые «выборы проиграли честно», так как не сумели популяризировать свои идеи для народа; о правомерности сочетания «преемник президента»; о том, что «власть должна знать свое место», а для этого каждый должен научиться отстаивать свои права, начиная с разговора с начальником ЖЭКа. Говорили о личном — об успешности, о том, как «сове» выживать в мире «жаворонков» (тяжело — двойной кофе, еще двойной кофе, перекур до одурения); о восточной крови (трудно напрямую сказать человеку, что он что-то сделал не так), о мужчинах, о творчестве… Два часа пролетели незаметно. Народ остался доволен и потянулся за автографами. Две юные барышни, обмениваясь впечатлениями, обронили: «Ну вот, посмотрели на живую Хакамаду». В общем, встреча удалась.
P. S. А еще Ирина Муцуовна обмолвилась о своем увлечении рисованием иероглифов и, кстати, сказала, что даже в китайском языке для обозначения понятий «человек» и «личность» существуют два похожих, но отдельных иероглифа.
От встречи осталось впечатление, что Хакамада в телевизоре, Хакамада, написавшая книгу, и Хакамада, отвечавшая на вопросы, — один человек. Все по-честному. Она может нравиться или не нравиться, но в том, что она личность, сомнений не возникает. А когда человек личность, с ним просто интересно разговаривать, не важно о чем — о политике, об искусстве или о жизни.
войдите или зарегистрируйтесь