Дьявол носит больше пятидесяти оттенков серого

Роман Игоря Савельева недлинный и вполне стройный. Нового любимчика издатели отыскали среди лауреатов премии «Дебют» (всё-таки надо не только за деньгами гнаться, но и литературу нести в массы). Книга вызывает противоречивые чувства: раздражение и радость.

Раздражение: написано слишком бойко, безоглядно и самоуверенно.

Радость: написано собственным, не украденным, не сымитированным слогом — «Если катастрофа уже случилась, какая разница, как потом вертит тела и какие-нибудь — в ледяной испарине — дюралюминиевые обломки»; «И Пашка метался по кухне, не зная, что сглотать за двадцать пять секунд, мчался стоя, распятый скоростями в „газелях“...».

Раздражение: история, в общем, человеческая, но заурядная — компания молодых людей без хорошего образования, без особенных интересов, без нормальной работы и даже, как выясняется — вот прокол! — без любви живут. Потому что жизнь дана — это Савельев очень чётко до читателя и до персонажей донес — и надо как-то её прожить. Этим «как-то» герои и занимаются. Кто — пьёт-гуляет, кто — мечтает о девушке, кто — устраивается на работу, кто — пытается свести счеты с прошлым.

Радость: герои Савельева не простые оболтусы, они ещё и романтики. Верят в справедливость, честность, порядочность и в то, что встретят принцессу на белом коне и женятся на ней, а заодно получат миллионное приданое.

Раздражение: неужели люди, которым чуть за двадцать, могут быть такими наивными и тупыми? Неужели они всерьёз полагают, что развесив листовки по городу, одержат победу над жестокостью, алчностью и холодным расчётом? Неужели они с самого начала не понимали, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке? И что друзья — враги?

Радость: в момент когда уже окончательно списываешь главного героя Пашку со счетов и принимаешь его за морального и физического импотента, он совершает поступок сексуального характера, который очень оживляет текст, разряжает атмосферу и выставляет автора в выгодном свете — талантливого эрографа. (В связи с последними тенденциями книжной моды, талант небесполезный.)

Радость: последнее предложение, как и первое (в них, я уверена, всегда содержится квинтэссенция писательской мысли), не оставляют сомнений в том, что «Терешкова летит на Марс» — литература, в которой есть ритм.

Первая фраза романа: «Путин замолчал».

Последняя: «Траур не объявили, потому что самолёт разбился только сегодня; траур не объявили, потому что погибло так мало людей».

Радость свидетельствует о том, что жизнь и слово у начинающего писателя в руках, а раздражение только о том, что Савельев только начинает.

Купить электронную книгу «Терешкова летит на Марс»

Дата публикации:
Категория: Рецензии
Теги: Игорь СавельевИздательсьтво «Эксмо»
Подборки:
0
0
4546
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь