Выставка к 110-летию со дня рождения Т. Н. Глебовой

Выставка «Т. Н. Глебова»
К 110-летию со дня рождения

7 октября 2010 — 15 февраля 2011

7 октября 2010 года в 16.00 в особняке Румянцева (вход с Галерной ул., 45) открывается ретроспективная выставка Т. Н. Глебовой — ученицы П. Н. Филонова, сохранившей и продолжившей в своем творчестве традиции классического русского авангарда. Выставка приурочена к 110-летию со дня рождения мастера. В экспозиции будет представлено около 140 произведений из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга: живописные работы, акварели, рисунки, эскизы платьев, выполненные художником в 1930-х −1970-х годах. Большинство работ будет экспонироваться впервые.

Татьяна Николаевна Глебова (1900-1985) начала свой творческий путь в Ленинграде в 1920-х годах. Училась живописи в частной студии А. И. Савинова (1924), затем в 1925 году перешла в мастерскую П. Н. Филонова. С 1926 по1932 год была членом группы «Мастера аналитического искусства» (МАИ). Участвовала в совместных проектах МАИ: знаменитой выставке в Доме печати и в оформлении книги «Калевала». С 1927 года работала как книжный иллюстратор в журналах «Чиж» и «Eж». Иллюстрировала стихи Д. И. Хармса и А. И. Введенского. Одним из ярких произведений ленинградского театрально-декорационного искусства 1930-х годов стали выполненные Т. Н. Глебовой совместно с В. В. Дмитриевым декорации к опере Р.Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» в МАЛЕГОТе (Малый Государственный оперный театр).

В 1941-1942 годах Т. Н. Глебова жила в блокадном Ленинграде и продолжала заниматься творчеством. Ею была создана серия работ «Блокадный Ленинград», ставшая достоверным историческим свидетельством стойкости жителей осажденного города. В 1942-1945 годах находилась в эвакуации в Алма-Ате, работала на киностудии «Казахфильм».

В послевоенные годы, испытывая нужду и не имея постоянного места работы, Т. Н. Глебова работала в области книжной графики, выполняла заказы Всероссийской торговой палаты и Ленторгрекламы. Созданные ею образцы промграфики отличаются высоким профессионализмом и нетрадиционностью решения функциональных задач.

С 1960-х годов работала вместе с В. В. Стерлиговым над разработкой новой пластической теории чашно-купольного пространства. Вокруг них образовался круг учеников, «школа Стерлигова». В 1960-1970-е годы состоялось несколько совместных выставок Т. Н. Глебовой и В. В. Стерлигова. В том числе скандально известная групповая выставка 1966 года в ЛОСХе, которая была закрыта через четыре часа после начала работы из-за участия в ней «формалистов» В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. Первая персональная выставка художницы состоялась лишь в 1970 году в ее мастерской. После смерти В. В. Стерлигова развивая идеи мастера в своем творчестве и продолжая занятия с его учениками, Т. Н. Глебова выработала свои собственные принципы живописи: многовзорие, летающие формы, духовный цвет.

Умерла Т. Н. Глебова в 1985 году в Ленинграде, похоронена в Петергофе.

На выставке в особняке Румянцева будет представлена ретроспектива творчества Т. Н. Глебовой. Экспонируются работы 1920-1930-х годов: «Групповой портрет» (1930), запечатлевший П. Н. Филонова с учениками; «Автопортрет» (1937), эскизы декораций к опере Р.Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1931), в которых ясно прослеживается освоенный в период обучения у П. Н. Филонова метод аналитического принципа построения картины. Также можно будет увидеть произведения книжной графики мастера в книге «Калевала» (1933, Изд. Академия), и номерах журнала «Чиж» (1935, 1940, Лендетгиз)

В состав выставки вошло около 20 акварелей 1942 года из серии «Блокадный Ленинград» («Человек-дерево», «В столовой», «В бомбоубежище», " У печки«, «Мужчина с куском хлеба и официантки» и др.), запечатлевших повседневную жизнь осажденного города и лица ленинградцев.

Послевоенный период творчества Т. Н. Глебовой представлен серией работ, посвященной восстановлению пригородных дворцово-парковых ансамблей Ораниенбаума и Гатчины.

Оригинальностью и разнообразием дизайнерских решений выделяются работы Т. Н. Глебовой 1940-х — 1950-х годов в области промышленной графики: эскизы платьев, ювелирных украшений, посуды, карнавальных масок и т.п. — всего более 30 произведений.

Завершает экспозицию раздел, объединивший работы 1960-х — начала 1970-х годов: «Типы» (1960-е), Мать с больным ребенком «Певица» (1960), «Портрет П. Н. Филонова» (1965), «Баянисты» (1970) и др.

В день открытия выставки 7 октября в 17.00 в парадных залах особняка Румянцева состоится показ моделей, созданных по эскизам Т. Н. Глебовой 1950-х годов. Реконструкция платьев выполнена главным художником Большого Санкт-Петербургского государственного цирка, членом Союза художников Никой Велегжаниновой при поддержке Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЕКОН). Продюсер проекта: Сергей Данишевский.

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Теги: ВыставкиГосударственный музей истории Санкт-ПетербургаЖивопись
8