Акты гражданского состояния
В галерее современного искусства AL Gallery, (наб. р. Фонтанки, д. 76) с 24 марта по 18 апреля 2010 г.
Выставка известного петербургского фотографа Виты Буйвид «Акты гражданского состояния» состоит из трех частей с выразительными названиями: видеоинсталляции «Сука», фотосерии «Familia», и инсталляции «Шкуры семейства Бобровых». Все они объединены далеко неоднозначной интерпретацией темы современных взаимоотношений в семье, как конфликта сколь кроваво-жестокого, столь и комичного.
Видеоинсталляция состоит из 10 поставленных друг напротив друга орущих телевизоров, разных, как в семьях с не очень высоким достатком. Пять мужских и пять женских голов громко перекликаются вариациями фраз «какая же она сука!» и «я такая сука!»: идет разборка, которую трудно загнать в как в феминистский, так и в мел-шовинсткий дискурс. Это грубятина, семейное бытовое «мясо», когда супруги «пилят» друг друга во всех смыслах.
Фотографический цикл «Familia» уже однажды демонстрировался в Петербурге в Музее Сновидений Зигмунда Фрейда. Здесь Вита использует свой опыт начала
Третья часть экспозиции — «Шкуры семейства Бобровых» (типа «семейство собачьих» в биологии) — инсталляция из крупноформатных (до 220 см) «выкроек» (сублимационная печать на искусственном мехе) «шкур» голых отца, матери, старшей дочери, младенцев-близнецов и кота, напоминающих охотничьи трофеи над камином. Без комментариев.
В античности существует интерпретация мира, как тотальной, но бессмысленной войны «всех против всех» — Батрахомиомахии (война мышей и лягушек) — в том числе и войны полов, и конфликтов поколений, и семейных раздоров, отражающих космические свары богов (паны дерутся, а у хлопцев чубы трещат). Христианские заповеди любви и братства дают великую надежду, но и повсеместно получают гностические интерпретации. Во второй половине ХIХ в. эта непрекращающаяся драма обретает обширную литературную («Братья Карамазовы») и «научную» эволюционистскую (дарвинизм, марксизм, фрейдизм, расизм) интерпретацию. Иллюстрированные журналы пестрят изображениями самки богомола, пожирающей самца после спаривания. В ХХ столетии в интерпретации дадаистов и обэриутов все это обретает абсурдно-карикатурные черты: «А король ударил королеву миской. А королева ударила короля стулом» (Д. Хармс). И ныне в заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя» ставят различные акценты: множество людей не разобрались сами с собой, и, не любя себя, никак не могут полюбить окружающих.
В смеси остервенелого нуара, сентиментального морализма и иронии, которые переливаются оттенками смыслов на выставке фотохудожницы, можно увидеть «вытеснение» конфликта через визуализацию психических травм, получаемых в процессе «совместного проживания». Тем не менее, зверски веселый сюжет в петербургской традиции гомерического хохота Олега Григорьева и некрореализма + фактура на грани «трэша», к которой всегда тяготела Вита Буйвид, говорят о том, что она вовсе не ищет «хэппи энда». Скорее, она заглядывает за его роковую грань:
«Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба».?Андрей Хлобыстин
войдите или зарегистрируйтесь