2012
Коротко о фильме
Жившие много веков назад индейцы майя оставили нам календарь, в котором четко обозначена дата конца света и все, что из этого следует. С тех по рее уже обнаружили и астрологи; нумерологи вычислили формулы, которые ее предрекают; а геологи утверждают, что земля давно к этому идет; и даже правительственные ученые не могут отрицать, что в 2012 году Землю ждут катаклизмы эпического размаха. На сегодняшний день пророчество, зародившееся в цивилизации майя, тщательным образом задокументировано, рассмотрено и изучено. Что же, к 2012 году все станет ясно. Предупреждены, значит — вооружены.
В ролях Аманда Пит, Оливер Плэтт, Тэнди Ньютон, а также Дэнни Гловер и Вуди Харрельсон.
Режиссер — Роланд Эммерих.
Продюсеры — Харольд Клозер, Марк Гордон и Лэрри Франко.
Авторы сценария — Харольд Клозер и Роланд Эммерих.
Бюджет — $260 000 000
Главным для режиссера, известного благодаря таким блокбастерам, как «День Независимости» и «Послезавтра», казалось сделать «2012» непохожим на эти картины. «Чем больше мы с Харольдом обсуждали сюжет, тем больше я понимал, что именно такая история будет близка человеку в современном обществе. Существует множество политических и философских аспектов, которые, на мой взгляд, усиливают ощущение катастрофы».
Во многом сценарий Клозера и Эммериха стал самым масштабным проектом из тех, что Эммерих когда-либо делал. Сочетание компьютерной графики и спецэффектов позволило режиссеру раскрыть все возможности сценария. «Нашей целью было сделать так, чтобы зритель не смог отличить настоящие декорации от компьютерной графики, — поясняет художник-постановщик Бэрри Часид. — Надеемся, что в итоге, посмотрев кино, вы зададитесь вопросом: „А где они взяли такую гору, чтобы все это на ней построить?“»
«Мне нравится практически все, что происходит в этом фильме, — говорит Марк Вайгерт, режиссер по компьютерной графике и сопродюсер картины. — Более половины фильма — компьютерная графика. По-моему, Роланду удалось вставить в него все возможные природные катаклизмы. К 30-й странице Лос-Анджелес стирает с лица земли землетрясение в 10,5 баллов. Йеллоустоунский парк взлетает на воздух вместе с волной лавы шириной 50 км. Но с Роландом по-настоящему интересно работать, потому что в каждую сцену он привносит что-то новое, что-то особенное. Вы скажете: „Ну и что, я видел фильмы с землетрясениями“. Ан нет, не видели».
События фильма 2012 излагаются с двух точек зрения: они показаны как глазами тех, кто знает о том, что в мире скоро настанет апокалипсис, так и с позиции людей, находящихся в полном неведении того, что ожидает землян в ближайшем будущем. Так, герой Джона Кьюсака — обычный человек, который в один прекрасный день узнает, что миру, каким мы его привыкли видеть, скоро настанет конец. И для него эта новость — полная неожиданность.
О съемках фильма
Съемки фильма 2012 проходили в канадском городе Ванкувер и длились 5 месяцев. Съемки были разбиты на 13 этапов, которые осуществлялись на 5 различных площадках. Также были использованы особые декорации, имитирующие городские улицы и состоявшие из огромной подвижной площадки с деревьями и голубого экрана. А в окрестностях канадского города Камлупс были сооружены декорации, изображающие Йеллоустонский Парк и горы Тибета. Съемки там длились около недели. Работа над отснятым материалом проходила в Лос-Анджелесе, где также были сняты еще несколько сцен.
По словам оператора по спецэффектам Майка Везины, перед тем как построить декорации, разработать трюки и приступить к съемкам, создателям фильма нужно было решить, какие спецэффекты будут созданы на компьютере, а какие будут отсняты на камеру с использованием комбинированных съемок. «Такие решения нужно принимать еще на стадии подготовки к съемкам», — делится профессиональными секретами Везина.
Везина также занимался созданием сейсмических эффектов в фильме, которые были достигнуты с помощью подвижных съемочных декораций. «Эти декорации были одними из самых массивных конструкций, которые я когда-либо видел», — вспоминает Везина. — «На строительство декораций у нас ушло несколько сотен тон стали. Эммерих любит, чтобы все было по-настоящему. Так что гигантские подвижные декорации рушащегося дом, из которого люди спасаются бегством, а также аэропорта, который превращается в руины, и других сцен, мы построили сами. Общая площадь этих декораций составляет около 800 кв м. Туда легко поместились и машины, и грузовики, и самолеты. А эффект землетрясения был вполне достигнут. Так что актерам не приходилось представлять себе, что они в эпицентре сильнейшего землетрясения — все было по-настоящему».
Декорации Белого Дома, в которых снималась сцена землетрясения, и которые состояли из подвижной площадки и зеленого экрана, в техническом отношении были просто верхом совершенства.
«Чтобы добиться эффекта подземных толчков, подвижные платформы приводились в движение с помощью воздушных гидравлических и пневматических систем, которые мы контролировали с помощью электроники. По просьбе Роланда Эммериха мы могли регулировать магнитуду и интенсивность толчков. Все системы у нас были под полным контролем. Управлять целой подвижно платформой с декорациями с помощью джойстика мог всего один человек», — рассказывает Везина о съемках фильма.
Для съемок в воде, которые дались совсем не просто как актерам, так и членам съемочной бригады, были сооружены несколько декораций с водными резервуарами. Актеры и съемочный персонал взбирались по лестнице на платформу, а затем по необходимости она с помощью лебедок опускалась в резервуар, наполненный водой.
«Актеры должны были бежать по своеобразному коридору, в который из другого резервуара мы вливали несколько сотен литров воды, таким образом, мы достигли эффекта волны, которая настигала и поглощала людей», — рассказывает Везина.
«Все наши водные резервуары представляли собой единую систему сообщающихся сосудов. По мере необходимости мы перекачивали воду из одного резервуара в другой с помощью системы насосов. Эту воду мы очищали, хлорировали и подогревали. А в конце съемочного дня мы перегоняли эту воду в специальный запасной бассейн, чтобы использовать ее на следующий день», — вспоминает Везина.
Когда нужно было настроить камеру или освещение, платформу с актерами поднимали из воды, а когда все было готово, ее снова опускали в резервуар.
«Хотя съемки в воде были не самыми легкими, они все же доставили мне определенное удовольствие. У вас создается впечатление, что мир уходит под воду, но такой эффект создается за счет того, что камера вместе с декорациями опускается под воду», — делится впечатлениями о съемках Кьюсак.
О спецэффектах
«В фильме вы увидите все возможные природные катаклизмы — землетрясения, гигантские разломы, наводнения, извержения вулканов, а также с лица земли будут стерты несколько городов. И нам пришлось основательно потрудиться, чтобы создать визуальные эффекты для каждого из этих эпизодов. Графикой подобных вещей до этого мы не занимались, так что нам пришлось провести настоящую исследовательскую работу, чтобы получить необходимую информацию», — делится впечатлениями о работе Вайгерт.
«Спецэффекты сейчас настолько правдоподобны и совершенны, что зрители стали очень придирчивы и замечают любой промах и неточность. Так что нам нужно постоянно совершенствовать свое мастерство в области разработки спецэффектов и быть на 100% уверенными, что то, что мы делаем, полностью имитирует реальность происходящего. Всего пару лет назад мы и мечтать не могли о том, что сможем создать такую потрясающую картинку», — рассказывает Вайгерт.
Чтобы доказать, насколько процесс создания спецэффектов является трудоемким, Вайгерт привел в пример то, как разрабатывалась сцена землетрясения в Лос-Анджелесе. «Сначала мы занялись поисками подходящего места съемок в Лос-Анджелесе. Но скоро поняли, что сцену нужно не снимать, а создавать с помощью спецэффектов, потому что в ней в руины превращается буквально все. И нам нужно было, чтобы от подземных толчков в движение пришел буквально каждый предмет, начиная с пальм, почтовых ящиков и машин, и заканчивая самими зданиям, а затем все это должно было быть стерто с лица земли. В конце концов, мы просто поставили огромный голубой экран высотой и шириной в несколько метров»
Этот экран установили рядом с подвижными платформами. «Эти платформы — просто гениальное изобретение! Эффект получается такой, словно актеры находятся в эпицентре землетрясения силой в 10.5 баллов. Создается ощущение полной реальности происходящего. С помощью компьютера и голубого экрана мы создали соответствующую сцене окружающую действительность. Таким образом, все, что мы изобразили на этом экране, должно было двигаться синхронно с людьми и предметами, находящимися на подвижных платформах. Нам приходилось отслеживать каждое движение камеры и платформы», — рассказывает Вайгерт.
«По задумке Роланда во время землетрясения земные плиты должны были двигаться наподобие волн в шторм. Он хотел, чтобы землетрясение выглядело именно так, и никак иначе», — рассказывает Вайгерт. — «Мы смогли воплотить эту идею в жизнь с помощью подвижных платформ, на которые мы нанесли разметку в виде сетки. Таким образом, мы смогли отслеживать любое движение пола».
«Абсолютно все предметы, кроме тех, что находились на подвижной платформе, мы воссоздали с помощью компьютера. И нам пришлось основательно поработать с их цветом и текстурой», — вспоминает Вайгерт.
Создателям фильма также предстояло решить еще одну непростую задачу. Обычно, сцены, созданные с помощью компьютерной графики просто внедряются на то место, где во время съемок находился голубой экран. Но в случае с фильмом 2012 все было не так просто. «Действие разворачивается в Лос-Анджелесе, городе, который многим людям знаком очень хорошо. И если неправильно расставить освещение или ошибиться с цветом или текстурой, у людей сразу возникнет ощущение, что что-то не так, и фильм станет похож на компьютерную игру. И нам пришлось вложить много усилий, чтобы этого не произошло», — поясняет Вайгерт.
«Все что мы делаем, должно выглядеть как можно более правдоподобным. Здания должны рушатся, а самолеты двигаться и терпеть аварии так, как это происходит на самом деле. Конечно, когда это требуется по сценарию, нам приходится немного раздвигать рамки реальности. И все же нельзя забывать о том, что реальность остается реальностью, иначе зрители просто тебе не поверят», — рассказывает Энджел.
«Сначала все объекты тщательно воссоздаются на компьютере, а затем с помощью тех же компьютерных технологий и с той же скрупулезностью их превращают в руины. «Когда земля под зданием начинает двигаться, оно по законам физики должно превратиться в груду осколков, состоящих из миллиона частиц. Таким образом, нам пришлось с помощью компьютерных технологий превратить сотни зданий в миллиарды разлетающихся осколков», — рассказывает Вайгерт.
И вся эта работа проделывается лишь ради создания нескольких сцен. «В работе над фильмом такого масштаба было задействовано огромное количество людей и различной техники», — подводит итог Вайгерт. — «Над созданием фильма работало около десятка компаний по всему миру. И в каждой из них для нас трудились от 60 до 100 человек. В работе над несколькими крупными сценами нам помогали и сотрудники Sony Pictures. Таким образом, над созданием спецэффектов фильма 2012 трудились более тысячи человек. Объем информации, которую мы использовали для работы над фильмом, составил примерно один петабайт или 1 миллиард мегабайт».
И вся эта работа была проделана для того, чтобы зрители смогли увидеть конец света глазами режиссера Роланда Эммериха. «Все что делает Роланд Эммерих, он делает для развлечения зрителей», — говорит Вайгерт. — «Для него важно, чтобы фильм, в первую голову, понравился самому зрителю и держал его в напряжении».
Что думают актеры о конце света
А что если завтра — конец света? Хотели бы вы знать об этом? И что бы вы предприняли, зная это? Для Харальда Клозера ответ на этот вопрос очевиден. «Я бы поступил точно так же, как поступил Джексон Кертис, герой нашего фильма: я бы схватил своих детей в охапку и отвез бы их в самое безопасное место».
«Думаю, правительство замалчивало информацию о конце света, из опасения, что как только люди узнают правду, планы правительства на спасение рухнут, и в мире возникнет паника и хаос. И хотя мой персонаж, президент Уилсон убежден, что это правильно, я так не думаю. Все люди считают, что было бы хорошо узнать, когда наступит конец света. Но ведь если мы не можем его предотвратить, зачем нам знать, когда он наступит?», — рассуждает Оливер Плэтт.
Прежде чем ответить на тот же вопрос, Чиветель Эджиофор задумался. «Я считаю, что люди все-таки должны знать о конце света. Хотя и привести это может к самым серьезным последствиям. Должны ли знать люди эту дату или нет — один из самых сложных вопросов, которые авторы поднимают в этом фильме. И ни в нем, ни в реальной жизни на этот вопрос нет простого ответа».
«Даже не знаю, что сказать. Сложный вопрос. К кому бежать за помощью? Что делать? Думаю, я бы просто выкурил сигарету. Я, конечно, бросил курить, но ведь это конец света, почему бы напоследок и не выкурить сигаретку?» — подводит итог всему сказанному Кьюсак.
Создатели фильма:
Роланд Эммерих (режиссер, автор сценария, исполнительный продюсер) недавно закончил работу над доисторическим эпосом «10 000 лет до н.э.» компании «Warner Bros.».
Среди его работ — такие фильмы, как «День независимости» с Уиллом Смитом, «Послезавтра» с Джейком Джилленхолом и Деннисом Куэйдом, «Патриот» с Мелом Гибсоном и Хитом Леджером, «Годзилла», «Звездные врата» и «Универсальный солдат» (его первый американский фильм).
Актерская карьера Эммериха началась в его родной Германии, где он учился в Институте кинематографии в Мюнхене. Его дипломная работа, полнометражная игровая картина «Бегство во Вселенную», вошла в программу Берлинского кинофестиваля 1984 года и впоследствии вышла в прокат более, чем в 20 странах. Окрыленный столь ранним успехом, Эммерих основал студию «Centropolis Film Productions» и создал под ее эгидой фильмы «Вступая в контакт», «Луна 44» и «В погоне за призраками» (Ghost Chase), став режиссером, автором сценария и продюсером этих картин.
В 2007 году Эммерих стал продюсером остросюжетной драмы «Рабство» о торговле людьми в Мексике и США.
Харальд Клозер (продюсер, автор сценария, композитор) ранее выступил исполнительным продюсером и композитором доисторического эпоса «10 000 лет до н.э.». В киноиндустрии Клозер известен прежде всего как композитор. Он является автором саундтреков ко многим фильмам и телевизионным проектам, среди которых «Дрезден», «Чужой против Хищника» и «Послезавтра» Роланда Эммериха.
Также среди его ранних работ «Тринадцатый этаж», «Комедийный музыкант» и телефильм «Грехи отца».
Уроженец Харда, маленькой австрийской деревни, Клозер работал учителем музыки до того, как стать профессиональным композитором. Его карьера началась в поп- и рок-индустрии: он сочинял музыку для таких музыкантов, как Элтон Джон, Фалько, Ал Джерро, Том Уэйтс, Хосе Фелисиано и многих других. В 1991 году Клозер вместе с семьей переехал в Лос-Анджелес, где и началась его карьера кино-композитора.
Марк Гордон (продюсер) — обладатель множества наград и призов, в чьем послужном списке более 70 кино- и теле-проектов. Новый фильм Гордона, «Посланник», с участием Бена Фостера и Вуди Харрельсона получил приз «Кино ради мира» на Берлинском кинофестивале в этом году и готовится к выходу на экраны. В данный момент Гордон работает над картиной «Детали» с Тоби Магуайром и Лорой Линни.
В фильмографии Гордона приключенческая эпопея «10 000 лет до н.э.» от режиссера Роланда Эммериха, «Поговори со мной» Кейси Леммонс с участием Дона Чидла, «Мистификация» Лассе Халльстрема с участием Ричарда Гира, «Разрисованная вуаль» Джона Каррана с участием Эдварда Нортона и Наоми Уоттс, «Казанова» Лассе Халльстрема с участием Хита Леджера, «Заложник» с Брюсом Уиллисом, «Послезавтра» Рональда Эммериха с Джейком Джилленхалом и Деннисом Куэйдом, «Патриот» Эммериха с участием Мела Гибсона, «Поли», принесший ему премию Британской академии кино- и телевизионных искусств за лучший фильм для детей, «Сломанная стрела» с Джоном Траволтой и супербоевик Яна да Бонта «Скорость», катапультировавший Киану Ривза и Сандру Баллок на мировую киноарену.
Что касается телевидения, в данный момент Гордон является исполнительным продюсером популярных сериалов «Анатомия страсти», «Частная практика», «Мыслить как преступник», «Армейские жены» и «Жнец».
В качестве исполнительного продюсера Гордон работал над такими фильмами как «Мой лучший любовник» с Мерил Стрип и Умой Турман, «Матадор» с Пирсом Броснаном, «Простой план» Сэма Рэйми и «Шакал» с Ричардом Гиром, Брюсом Уиллисом и Сидни Пуатье.
Гордон выступил финансистом и международным дистрибьютором таких картин, как «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» с Анжелиной Джоли, «Вундеркинды» Кертиса Хэнсона с участием Майкла Дугласа, «Человек на Луне» Милоша Формана с участием Джима Кэрри и «Основные цвета» Майка Николса с Джоном Траволтой.
Гордон является продюсером более десятка крупных телевизионных проектов. Он был исполнительным продюсером сериала «Теплые источники» для канала HBO. Проект был 16 раз номинирован на «Эмми» и взял пять призов. Еще один проект Гордона для HBO — «Панчо Вилья» (9 номинаций на «Эмми») режиссера Брюса Бересфорда с участием Антонио Бандераса. Гордон выступил продюсером проекта «Война между классами», получившего награду «Эмми» как лучшая программа для детей. Кроме того, он является режиссером и продюсером номинированного на «Эмми» проекта «Дети помнят Холокост».
Коллекция рецензий
Кирилл Андреев
Film.ru
Лидия Маслова
«Коммерсантъ»
Роман Волобуев
«Афиша»
Ксения Рождественская
Gazeta.ru
Трейлер
войдите или зарегистрируйтесь