Эльфрида Елинек (Elfriede Jelinek) родилась 20 октября 1946 года в Мюрцушлаге (Австрия). Ее мать принадлежала к состоятельной венской семье, и именно в Вене Елинек начала свое образование. Окончила Венский университет по специальности «Театр и история искусств», а также Венскую консерваторию по классу органа. Первый сборник стихов «Тени Лизы» опубликовала в возрасте двадцати лет. С 1970 по 1999 написала романы: «Мы всего лишь приманка, бэби!» (1970), «Любовницы» (1975), «Отринутые» (Перед закрытой дверью; 1980), «Пианистка» (1983), «Похоть» (1989), «Дети мертвых» (1995), «Алчность» (1999).
Елинек много писала также и для театра: пьесы «Клара Ш.» (1982), «Вожделение, или Проезд открыт»(1986), «Облака. Дом» (1988), «Привал, или Этим все занимаются» (1994), «Спортивная пьеса» (1998), «Он как не он» (2000).
В 1974 году писательница вступила в австрийскую коммунистическую партию, а годом позже к ней пришло признание. Роман «Любовницы» затрагивал тему места женщины в современном мире и исследовал природу любви.
В другом романе Елинек («Пианистка») чувствуется влияние знаменитых венских акционистов — художников, которые рассматривали человеческое тело как произведение искусства, вследствие чего занимались самоистязаниями.
Прозу Елинек невозможно отнести к какому-либо жанру. Ее произведения очень музыкальны — это касается и языка, и стиля. В сочетании с натурализмом, часто используемым писательницей, эта особенность дает подчас неожиданные результаты. Прозу Елинек принято считать «сложной».
Елинек нередко обвиняли в феминизме и искажении истории. Особенно много нареканий вызвал роман «Дети мертвых». Так, например, после его выхода среди предвыборных лозунгов некоего политика Хайдера был и такой: «Что вы предпочитаете — культуру или Эльфриду Елинек?»
Фильм, снятый по роману «Пианистка» Михаэлем Ханеке, получил в 2001 году Гран-при на Каннском кинофестивале.
Сама Елинек является лауреатом литературных премий имен Бюхнера (1998) и Гейне (2002), а также Нобелевской премии (2004), которая была присуждена ей за «музыкальный поток голосов в романах и пьесах писательницы, в которых она с выдающимся языковым мастерством разоблачает абсурдность социальных клише и их порабощающую власть».
Виталий Грушко
войдите или зарегистрируйтесь