Сергей Богдасаров. Посмотри, мы будем смертны
Сергей Богдасаров окончил ВГИК им. С.А. Герасимова по специальности «Драматургия». В годы юности прокатился со сценарными мастер-классами по странам бывшего СССР и даже побывал в Страсбурге, где поставил с детьми русских эмигрантов пьесу по мотивам «Алисы в Стране Чудес» и «Щелкунчика». Выпустил через сервис самиздата Ridero сказку, написанную с учениками второго класса на собственном мастер-классе в Библиотеке им. А.С. Пушкина. Выступает с собственными стихами и сказками на сцене и у микрофона. Резидент поэтической организации Made Inside — участвовал в записи нескольких альбомов в жанре мелодекламации. Занимается литературными переводами сериалов, мультсериалов и видеоигр. Автор инсценировки «Пикник на обочине. Аудиоспектакль» по Стругацким на Букмейте/Яндекс.Музыке. Готовится к изданию книга сказок «ИТАМЫСЯМ и другие приключения».
Борис Кутенков: В стихах Сергея Богдасарова важна адресованность — они могут быть обращены к вполне конкретным биографическим персонажам (матери, отцу) или отражать в заглавии иронический элемент адресации («К мухам»), чтобы через квазиобращение преподнести точную метафору человечества. Эти психоаналитические письма, отправленные в попытках найти истоки нынешнего положения дел и/или собственной самости, — тяготеют к риторическим вопросам, к полифонически неявному центру произнесения (в цикле «Мама, я уже большой» — реплики в квадратных скобках: ответные слова мамы или голос авторского всеведения, фиксирующий знаки бытия, его промежуточные итоги?). И взволнованный, потенциально бесконечный поиск ответов, и сами найденные ответы, — то, что нам нелишне разделить с героем Богдасарова. Кажется, в финальном тексте подборки (из цикла «Ростки Русакова») звучит особая, уверенная интонация — возможно, как раз найденности, а не поиска.
ПОСМОТРИ, МЫ БУДЕМ СМЕРТНЫ
ПИСЬМО С ПЛАНЕТЫ МЕЛМАК
Дорогой Папа!
я написал однажды письмо
в Классный журнал на конкурс.
Спустя целых полгода мне прислали ответ
в котором написано, что
я — победитель.
У меня четыре рыжих билета
на целое шоу
в начале двухтысячных
мы собрались у порога и ждали
Ты обещал
что успеешь прийти и мы
все вместе
пойдём.
А Гордон Шамуэй обещал
нас
дождаться.
В пахнущих пластиком
синтепоновых куртках
стояли
мы у дверей в очень снежный декабрь. И
шевелилась
стрелка
бесшумных
часов
И мы опоздали на час.
Было
жарко
И мы опоздали на два,
и Альф
уже
начал
пришелец с планеты Мелмак с большой бородой
Мы опоздали на три,
а ты
не
пришёл.
И мы сняли две куртки.
И Мама обиделась за двоих детей.
Ты вернулся
с конфетами и колбасой
—
тоже
два
Брат забыл,
а я всё ещё помню
двадцать
один
год спустя.
Дорогой Папа!
ты обошёлся мне дороже,
чем шутишь,
что я должен тебе
за своё обучение.
Ты обошёлся мне страхом,
что ты
никогда
не придёшь
ПОСЛЕДНЯЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ
посмотри сынок мы будем смертны
небо прогорает в нём песок стекло
и туман осколками глаза истёр
и бледный ветер
душит
всё равно
не будет больше никогда
как не было когда-то в первый раз
вдохнул
под этим
небом
небо
разгорится разгоришься
ты
мифы — это древняя система
ты хотел порядка я хотел порядка
…
спи
К МУХАМ
Если порвался ловец снов,
значит нити
были тонкими старыми сухими
руками
пальцы сплетались чтобы
оттолкнуться от них
залезть наверх
щупать ночь
сквозь них летишь
кисти рваные в воздухе
сыпется бисер
бьёт по лбу тебя
нити
рёбра
руки
проходит насквозь каждый сон
Кто поймает тебя?
Кто поймает тебя.
МАМА, Я БОЛЬШОЙ
— 1 —
держим путь в Парк Горького
жарко на фалангах моста
голый человек
мама держит меня за руку
папа держит на руках брата
ему лень идти самому
фаланги держат голого человека
и тянутся к нему руки
пожарных лестниц
и тянутся к нему руки
доблестной милиции
голый человек
тянет свои руки к небу
его больше не держит никто
[может тогда зародилась моя сексуальность]
может тогда зародился
мой страх
отпускать
— 2 —
у пятёрочки собираются мёртвые люди
обнимают друг друга — ищут вечное,
поднимают друг друга с земли и роняют
голубь тянет к ним руки
белым воротом ищет возраст их
[загляни по карманам штанов]
я помню себя безрукого
я помню, что я была — вечность
[вечность — женского рода]
не поднимаю мёртвых людей не роняю
они встают
и встают
я не хочу
не хочу
не нужны ваши семечки
[говорят, у Венеры в руках было яблоко][1]
— 3 —
счастье не купишь
можно купить уборку
уберёшься — будешь большим
счастье не купишь
можно купить терапевта
вылечит — будешь большим
счастье не купишь
можно купить ортодонта
на вкус ты будешь большим
счастье не купишь
можно купить себе книгу
наешься — будешь большим
счастье не купишь
можно купить диету
настроишься — будешь большим
счастье не купишь
можно купить себя время
и время придёт
[ты будешь большим]
НИ О ЧЁМ
Сегодня я помог попрошайке.
У него сдуло ветром коробку для подношений.
А я поймал её налету и отдал ему
в руки
не заглянув в глаза.
А он не сказал мне «спасибо».
Я зашёл в «Перекрёсток», но ушёл
ни с чем:
в «Пятёрочке» рисовое молоко дешевле.
И кстати!
Коробка была тоже
ни с чем.
ЖИВОРОЖДЕНИЕ
? [2]
Исток миров. Бык-пахарь. Серый бок.
Незримый мир лежит на камне, как в постели,
Зевнёт широко мой новорождённый Бог:
начнёшьопятьсначала-вновь
? [3]
Бык-пахарь и исток миров,
И ЗВЕРЕМ ОПЕЧАТАЕШЬ СВОЙ КОСМОС
рождённый в год быка-дракона-зайца в веке
ЗВЕРЯ
в дельте рек рождённый Женщиной
ЧТОБЫ
НАЧАТЬ
ТВОЁ
Д
В
И
Ж
Е
Н
Ь
Е
Из цикла «Ростки Русакова»
Я проводник из будущего в настоящее,
Собираю отрывные билеты,
а ты их отрываешь от сердца,
и никак не закончится твой барабан.
Мы стоим на входе, но у каждого своё место
Но моё иногда занимают чужие,
без обид — всё равно я хожу.
Собираю отрывные билеты,
а ты их отрываешь от сердца,
А закончится барабан — менять его мне.
Обложка: Арина Ерешко
войдите или зарегистрируйтесь