Ночной столик, детская книжка и Валиум

С заголовком первой повести, «За всё хорошее — смерть», как впрочем, и с именем автора, издатели явно прогадали. Во-первых, потому что ни одна нормальная мать, которая заботится о моральном состоянии своего ребенка, под пулеметным дулом не согласится читать ему повесть с названием «За всё хорошее — смерть». Во-вторых, если название испугает родительницу не до конца, то имя автора может стать последней каплей. Человек с непроизносимой фамилией известен российской публике как замечательный сценарист, но не как детский писатель. Вспомнить хотя бы картины «Нефть пахнет кровью» или «Мужчина для молодой женщины» — поклонникам этих фильмов было больше шестнадцати.

От кинематографических ассоциаций к литературным: первая повесть сборника (всего их две) по жанру и по стилю более всего напоминает незабвенный детектив Астрид Линдгрен «Приключения Калли Блумквиста». Так же увлекательно написано, примерно такой же «актерский» состав (два мальчика, одна девочка), те же необыкновенные приключения. Единственное, что сильно отличает упомянутые книги — это исторический контекст. Обе повести Ибрагимбекова рассказывают о жизни советских школьников. Разумеется, автору легче поместить персонажей в эпоху, на которую пришлось его собственное детство, но вот вопрос: легко ли будет современным детям представить себя в этой эпохе?

Когда ребёнок читает книжку, он воображает себя ее персонажем, и, заканчивая очередную главу, вываливает на голову мамину краску для волос, чтобы быть похожим на Карлсона. Иногда, конечно, необходимых аксессуаров (волшебной палочки или ковра самолёта) не оказывается под рукой, но что делать, если под рукой не оказывается нескольких десятков лет? Например, как объяснить «новому» ребёнку смысл таких слов главного героя первой повести: «Я уже заметил, если человек желал в те времена хорошее только себе, скажем, если кто-то скрывал от немцев, что он коммунист или военный или что у него приёмник есть дома, то его расстреливали, а если он другому человеку делал добро — прятал у себя раненого или помогал партизанам, то его за это вешали»? И как при этом не превратить художественный мир в историческую реальность?

Вопросов больше, чем ответов, но несмотря ни на что, писателю удаются самые главные и сложные вещи: сделать книгу для подростков, в которой жизненные проблемы решаются человеческими силами, а не с помощью волшебства, и при всей простоте текста сохранить потрясающе образный язык.

Извечный спор писателей о том, стоит ли впускать в детскую литературу волшебство, у Ибрагимбекова решается довольно экстравагантным способом. Абсолютно реалистичным героям в абсолютно реалистичной ситуации вдруг сваливается на голову абсолютно... реалистичное, но неожиданное событие. Писатель слово говорит: никакого волшебства, всё по-настоящему, теперь попробуй разберись с этим настоящим! И дети, спотыкаясь, совершая ошибки и узнавая жизнь, начинают разбираться.

На первой странице книги написано, что предназначена она и для взрослых, и для детей, но давайте скажем так: стильные иллюстрации Анастасии Амировой предназначены для всех, а вот родителям, прежде чем приняться за чтение, желательно принять Валиум — такое количество трупов может выдержать только испорченный Гарри Поттером современный ребёнок!

Дата публикации:
Категория: Детская литература
Теги: Издательство «Теревинф»Максуд Ибрагимбеков
19