На две-три буквы точнее

Изобретатели арт-проекта «Скульптура одного дня» обезглавили контемпорари: отрубили «кон», оставили «темпорари». И вышло искусство временное, ни при каких обстоятельствах не способное попасть в музей. С июня прошлого года по июнь нынешнего тут и там по Новой Зеландии возникают знаменитые и не очень художники с арт-объектами и инсталляциями. Каждый шедевр существует в общественном пространстве не более суток, после чего пропадает навсегда. Оставив, если повезет, лишь след в чьей-то памяти.

Тот факт, что временное искусство не стремится пометить вечность и актуально только в конкретный момент и в конкретном месте (под которые и создается), надул все происходящее новым смыслом. Текущее искусство ухватить и задержать невозможно, и это делает его понятней и ценнее. Клэр Доэрти (Clair Doherty), главный куратор мероприятия, уверена: теперь Новая Зеландия превратится из края света в центр художественного мира

У моря погоды

Люди приходили и чего-то ждали. Вглядывались в водную гладь, прислушивались к небесным высотам, пытались вдохнуть аромат приближающейся бури. Летним днем августа 2008 года в столице Новой Зеландии, городе Веллингтоне, предвкушали зимний шторм. Пролив Кука, раскромсавший землю на два острова, должен был по-настоящему взбеситься, поэтому тем, кто хотел посмотреть на пляски природы, рекомендовали найти маленький деревянный домик на побережье. Он и был единственной осязаемой частью арт-проекта местной художницы Мэдди Лич. Остальные – слухи о шторме, порожденные небывалыми прогнозами в газетах, поиски загадочного строения, волнующее ожидание и новые ощущения от знакомого ландшафта. Получилось, что эстетическое удовольствие стало неотделимо от объекта искусства и, в общем, составило его суть.
У моря погоды: onedaysculpture.org.nz
Проект Maddie Leach открыл марафон временного искусства 28 августа 2008 года

Брикадиры

Без мусора в искусстве уже давно никуда (хотя и пора бы), без милитаристско-экологического мессиджа, в общем, тоже. «Ну, никуда так никуда», – решили Хэзер и Иван Морисоны и декабрьской ночью с субботы на воскресенье натащили баррикаду хлама на главную улицу новозеландской столицы. Куча ветоши в течение суток сигналила зевакам о том, что нужно опасаться за будущее, а в ночь на понедельник канула в прошлое, не посмев никому испортить рабочего дня.
Брикадиры: onedaysculpture.org.nz
Британцы Heather & Ivan Morison перегородили улицу Веллингтона мусором 14 декабря 2008 года

Турдом

Художница Лара из Голландии водила туристов из Новой Зеландии по Новой Зеландии. Точнее, по одной всего улице, но зато в течение трех часов. Под Веллингтоном, оказывается, есть такое загадочное место – по двум сторонам дороги стенка к стенке стоят дома, которые выглядят так, будто их вырвали и понавезли со всех концов города и страны. Так и есть. Когда на островах какую-нибудь окрестность приводят в порядок, дома не сносят, а увозят куда-нибудь до лучших времен. Местным жителям такая практика кажется нормальной, а вот творческую натуру Лары все это поразило настолько, что к назначенному для перфоманса дню она собрала историю каждого дома на этой улице и опубликовала инвентарный список в местной газете. Ну и лично еще знакомила с накопанным материалом и пустующими домами всех желающих.
Турдом: onedaysculpture.org.nz
Lara Almarcegui решила не создавать арт-объект, а превратить в него то, что давно напрашивалось. Произошло это 13 февраля 2009 года

Марафон одного дяди 12 февраля 2009 года:

2.00–3.00 Луна
7.00–8.00 Ветряная турбина на закате
8.00–9.00 Радиолокаторная станция с ветряной турбины
9.00–10.00 Клетка со львами
23.00–00.00 Автопортрет на автостоянке
Усатый уроженец Уэльса Уильямс по имени Бэдвир не терял ни одного часа из выделенных 24-х. Он сам с собой устроил гонки с препятствиями на подержанном автобусе: колесил по Веллингтону, выскакивал, рисовал картину, закреплял ее на крыше своего транспорта, – чтобы быстрее сохла – и ехал творить новую. Таким образом он пытался то ли выбежать за границы искусства, то ли намекнуть на то, что в суете мы совсем не замечаем таких прекрасных деталей. То ли просто хотел похвастаться своими усами, которые, впрочем, оказались подделкой.
Марафон одного дяди: onedaysculpture.org.nz
Bedwyr Williams рисовал все, что попадалось ему на глаза в течение 24 часов подряд. С тех пор его блог bedwyrwilliams.wordpress.com не обновлялся. В порядке ли художник, нам выяснить не удалось

Воздушное плавание

Паола Пиви начала с того, что 10 лет назад выставила в одной из лондонских галерей 50 настоящих китайцев, назвала живую картину «100 китайцев» и попросила тем самым общественность обратить внимание на творцов, права которых там, в Великой империи, зажимают. В 2003-м на Венецианской биеннале она представила публике фотографию ослика, одиноко стоящего в лодке, и окончательно прославилась. Потом была «Чашка капучино, и я пойду» с леопардом, разгуливающим среди трех тысяч кофейных емкостей. В этом марте итальянская художница, живущая и работающая на Аляске, запустила в небо самолет золотых рыбок. Из австралийского Сиднея в новозеландский Окланд каждая рыбка летела на отдельном сиденье, в персональном аквариуме. По прилете рыб еще долго не выпускали из салона, чтобы зрелищем могли насладиться зеваки.
Воздушное плавание: onedaysculpture.org.nz
Paola Pivi 21 марта 2009 года нарушает концепцию доступности искусства всеновозеландского марафона – на перформанс с рыбами попадает только ограниченное число людей. Правда, бесплатно, правда, те, кто не попал туда, могли тем же вечером насладиться свежеснятым фильмом про полет 80 рыб, который транслировался на одной из городских площадей

Сам себе гонщик

В 80-х уроженец Швейцарии Томас Хиршхорн бунтовал в Париже с молодыми художниками-коммунистами. Члены арт-группировки Grapus доносили мудрости марксизма до публики через уличные постеры, плакаты и всевозможные творческие акции. Затем Хиршхорн пустился в самостоятельно плавание, создавая массивные инсталляции, по-прежнему содержащие некий политический или социальный мессидж. Художник получил премию Дюшана, а ряд его работ находится в различных музеях и галереях современного искусства. Прибыв в Новую Зеландию, Хиршхорн заявил, что теперь его интересует кастомайзинг (переделка вещей под себя) и бессмысленный тюнинг автомобилей как акт проиводействия стандартным формам.
Сам себе гонщик: onedaysculpture.org.nz
В середине марта в городе Крайстчерч в течение суток красовалась квинтэссенция борьбы со стандартной формой – доведенный до невероятного состояния автомобиль работы Томаса Хиршхорна (Thomas Hirschhorn)


One day sculpture – проект университета Massey – проводится с июня 2008-го по июнь 2009 года. В арт-марафоне задействовано 27 художников из 18 стран, всех их пригласили кураторы из пяти регионов Новой Зеландии. По завершении проекта выйдет книга «Скульптура одного дня».
Подробнее обо всем – здесь: onedaysculpture.org.nz

Дата публикации:
Категория: Искусство
Теги: Музеи
Подборки:
0
0
4114
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь