Музей сновидений Фрейда: Тотальная инсталляция

Идея создания Музея сновидений Фрейда, возникшая у петербургского психоаналитика Виктора Мазина и разработанная совместно с художником Владимиром Кустовым, была поддержана двумя уже существующими музеями Фрейда в Вене и Лондоне. Однако тех посетителей, которые ожидают найти здесь гадалку с сонником или трактователя снов, ждет разочарование. Музей представляет собой тотальную инсталляцию, экранизацию книги Фрейда «Толкование сновидений», а поэтому ориентирован на психоаналитический, ассоциативный метод. Что это означает? Отсутствие материальных ценностей, обычной экспозиции и света, традиционных экспонатов с поясняющими этикетками, подлинных предметов. Вместо этого посетителей ожидает квазигаллюцинаторная атмосфера сновидения, наполненная мягким светом и музыкой ambient, множеством зеркальных поверхностей и их отражений, смутными образами и обрывками фраз, наслаивающихся друг на друга. С одной стороны, почти все, что представлено на инсталляции, связно с Фрейдом — книги, которые он читал, письма, фотографии родных и друзей, открытки с памятниками архитектуры, предметы из его коллекции древностей и т. д. С другой стороны, атмосфера музея дает возможность посетителю погрузиться в мир собственных грез, воспоминаний, ассоциаций, желаний, страхов, иллюзий. Каким образом? Для этого необходимо, проявляя определенную зрительскую активность, рассредоточить внимание и искать объяснения увиденному внутри себя — что для меня означает то, что я вижу? Это музей не материальной культуры, а музей психической реальности. Таким образом, экспонатом становится сам посетитель, а музей — посредником, тем средством, которое устраивает встречу субъекта музея с самим собой.

Музей преследует две задачи. С одной стороны, задачу аффективную — доставить посетителю удовольствие, пробудить в нем различные чувства, смутные воспоминания, едва уловимые представления. С другой — задачу интеллектуально-дидактическую — расширить границы представления о психоаналитическом учении, о жизни и деятельности Зигмунда Фрейда, о взаимосвязи его коллекции древностей, метода толкования сновидений и теории психоанализа в целом.

Место толкования сновидений в психоанализе обозначено Фрейдом как «королевская дорога к познанию бессознательного». В современном мире человек оставляет очень мало времени на сон и размышления о себе, вместо экрана сновидений все чаще приходит экран телевизора или монитор компьютера. Поэтому голос великого сновидца Артемидора звучит сейчас куда громче, чем в I веке: «Ничем иным заниматься не стоит в жизни, как снотолкованием»


Одни их видят, другие не запоминают, одни ищут в них тайные знаки, другие считают бессмыслицей, одни пытаются ими управлять, другие — анализировать. Все это о сновидениях, явлении, над которым размышляли еще в древнем мире и которое по-прежнему остается для многих загадкой. Вероятно, частично этим можно объяснить популярность Музея сновидений Фрейда, который открылся в Петербурге 4 ноября 1999 года по адресу Большой пр. Петроградской стороны, 18А
freud.ru

Дата публикации:
Категория: Искусство
Теги: МузеиПетербург
Подборки:
0
0
3858
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь