Владимир Медведев. Коллекция рецензий
Публикация «Заххока» и последовавшее признание сделали Владимира Медведева одним из главных прозаиков года. Чем роман привлек внимание критиков, можно узнать из коллекции рецензий журнала «Прочтение».
Елена Макеенко / Горький
«Заххок» — редкий нынче роман (такие, пожалуй, регулярно пишет только Алексей Иванов), в котором есть все и в правильных пропорциях: насыщенный событиями сюжет, богатая фактура, персонажи, говорящие разными голосами, хороший язык, аккуратное смешение событий недавней истории с вымыслом и даже смысловая подложка из иранского эпоса.
Полина Бояркина / Прочтение
Структура романа напоминает структуру сказок, описанных Владимиром Проппом в «Морфологии волшебных сказок». Как и в сказке, в «Заххоке» семь действующих лиц, правда не все из них соответствуют сказочным функциям. Тем не менее Зухуршо, выбравший себе образцом мифологического змееподобного тирана Заххока (он же трехглавый змей, по другим источникам), — очевидный злодей. Он похищает царевну — Зарину. Джоруб выступает в качестве ее беспомощного отца, Андрей — брата. Сосватанный героине Карим — ложный герой, истинный же — Даврон, который в каком-то смысле являет собой воплощение настоящего благородного рыцарского духа. Самый загадочный персонаж — Эшон Ваххоб — может рассматриваться как волшебный помощник.
Ольга Балла / Дружба народов
Медведев на удивление подробно знает и традиционную таджикскую жизнь, и сопутствующее ей сознание — и ни в малейшей степени ее не идеализирует. Она хтонична, смертоносна, беспощадна ко всем ее участникам. Начинается война всех против всех — и Медведев показывает, как людей втягивает в эту войну, как они, вчера еще «мирный народ», втягиваются в нее по доброй воле. Каждый защищает свое. Все правы.
Александр Карпачев / Областная газета
Медведев пишет экономно, текст — практически сплошной диалог, глаголы и существительные, минимум прилагательных. Каждое слово само по себе безобидно, но слова складываются в предложения, предложения в историю, от которой не оторваться, как бы ни хотелось.
Вадим Нестеров / Горький
Стилистически-ориентированные критики, конечно же, не преминут заметить, что, к примеру, у Сорокина в «Теллурии» стилевая полифония сделана не в пример качественней, но это все не очень важно. «Заххок» написан вовсе не для лингвистической акробатики — «а я еще и так вывернуться могу». В отличие от большинства произведений «боллитры» последних лет роман Медведева написан не для демонстрации, а для месседжа.
Галина Юзефович / Медуза
По форме — образцовый постколониальный роман, по сути — универсальное и вневременное повествование, работающее сразу и на сюжетном (чем же все это закончится?), и на философски-метафизическом уровне, «Заххок» Владимира Медведева — определенно одна из главных книг года, да и вообще один из лучших романов, написанных по-русски за последнее время. Чтение мучительное, захватывающее, волнующее, очень страшное — и при всем том совершенно необходимое.
войдите или зарегистрируйтесь