Автокроссовер
- Олег Гладов «Любовь стратегического назначения» СПб.: Азбука. Азбука-Аттикус, 2011
Чтобы выжить после того, как тебя огрели молотком по затылку и бросили умирать посреди Вечной мерзлоты, надо располагать огромным запасом везения. Но, как ни банально, за все приходится платить: за это небывалое везение неизвестный, которого позже в больнице назовут Железным Дровосеком (из-за металлической пластины, имплантированной в череп), расплатился полной потерей долговременной памяти и ассоциативного мышления. Главный герой романа Олега Гладова пуст, как скорлупа ореха, выеденного прожорливым червем — только какие-то сухие пленки шелестят и перекатываются внутри. А в пустоте, как известно, охотно селятся приведения — или, как минимум, заводится эхо. Вот и Дро (сокращение от «Дровосека») внезапно начинает слышать мысли других людей, считывать их эмоции, видеть прошлое. И несмотря на эту внутреннюю пустоту (а может — благодаря ей) он неизменно привлекает повышенное внимание окружающих. Его по-животному вожделеет сексапильная медсетсричка с трудной судьбой, с ним, накурившись анаши, ведет просветительские беседы сисадмин больницы, его пытается «опустить» мелкий уголовник, попавший в стационар с проникающим ранением брюшной полости... Позже, когда Дро, переодевшись в чужие вещи, сбежит из больничного заточения чтобы найти ключик к собственному прошлому, ему будет по-прежнему везти с попутчиками и случайными знакомцами.
Эта бесконечная везуха объясняется, в общем, просто. В романе «Любовь стратегического назначения» Гладов пытается подобрать концы, повисшие в предыдущих его книгах, это своего рода «автокроссовер», «смешение героев и локаций различных произведений». Как именно писатель увязал все узелки, рассказывать не буду, иначе интрига утратит свою остроту. Суть в том, что большинство произведений Гладова заканчивается отнюдь не хэппи-эндом. Обычно читателей ждет или открытый финал, или краткое резюме: «короче, все умерли». В этой книге автор решил пойти себе наперекор и завершить историю на неожиданной мажорной ноте, хотя и не без определенного драматизма.
Разумеется, Олег Гладов ни разу не «русский Чак Паланик», как его поспешили окрестить некоторые читатели. «Любовь стратегического назначения» не «Бойцовский клуб» — скорее это роман для бунтующих подростков от пятнадцати до сорока пяти (и их подружек, запивающих энергетиком экстези), которые справедливо полагают дешевкой бесконечную «героическую фэнтези» и романы про «попаданцев», но все-таки в глубине души хотят почувствовать себя этакими печальными мачо а-ля Бандерас в «Десперадо». Для тех, кого не смущает сочетание показного цинизма и ненормативной лексики с красивостями из арсенала «дамского романа» («Любовь. Пуля со смещенным центром из чистого золота. Вошедшая в сердце и походя — вскользь — разрушившая всю жизнь»).
Ну что ж, как говорит один видный специалист по постапокалиптике, в этом нет ничего дурного и нет ничего хорошего. Железный закон рынка: коли есть такая аудитория, кто-то должен удовлетворять ее потребности. Олег Гладов делает это ничуть не хуже многих своих коллег.
Публикуется с разрешения журнала «FANтастика»
войдите или зарегистрируйтесь