Ни Богу свечка, ни черту кочерга, или Кто обиделся на ICONS?

Текст: Полина Ермакова

Из-за чего шум, после открытия стало непонятно даже пламенеющим милоновцам, требующим запрета выставки последние полгода. Чего стояли-то неугомонные у Александро-Невской лавры, собирая подписи против осеннего вернисажа в Rizzordi Art Foundation? Большинство работ уже выставлялись не раз, и ни одна из них не способна оскорбить даже самых мнительных. Кого может обидеть деревянная скульптура Анфима Ханыкова «Троица», напоминающая родившимся в СССР о детстве в Прибалтике и трогательной традиции ставить в садах костёлов деревянные фигуры печального Йезуса, склонившего голову в терновом венце на щеку и скорбно глядящего перед собой?

О взаимодействиях современного искусства и традиционной иконографии написано «много букв» на портале выставки ICONS. Верные и точные цитаты из сочинений отца Павла Флоренского и других, приведенные там, вполне доходчиво объясняют малограмотным, но пламенеющим, что размышление над принципами изобразительности в иконе — один из магистральных путей развития иконографии как таковой, поэтому все участники ICONS имеют большую художественную традицию за плечами. (Что, конечно, не превращает их автоматически в Кузьму Сергеевича Петрова-Водкина ни по силе высказывания, ни по уровню пластического решения).

Другое дело, что профессиональному петербургскому зрителю выставка ICONS-2013 в «Ткачах» в очередной раз указывает на его заброшенность. И тут у него поводы для обиды более веские, чем у религиозных фанатиков. «Вот ведь, — думает петербургский искусствовед, — опять привезли нам картинки и объектики, и все из них мы уже видели, не живьем так в интернетах, не вместе, так порознь, и чего уж тут щеки дуть. Лучше бы Бронзино привезли, который сейчас в ГМИИ из Милана приехал. Какой шикарный этот Андреа Дориа!».

А чего пришли-то тогда спрашивается? Может, проявить Солидарность, как призывали своими постами известные блоггеры? И, наконец, совершить Акт и Жест — мол, всем показать, что не боится петербургский любитель совриска ни казака ряженного, ни попа с кадилом? Ну, не без этого, конечно. Хотя многие-то, по старинке притащились с приятелями повидаться и тяпнуть «со свиданьицем», — ведь остроумно же высмеял нас Гриша Ющенко с товарищами моей любимой акцией группировки «Протез»: «Нам пох*й на искусство, мы пришли сюда пожрать».

Вот так бы и закончил злобный критик свою статью про выставку ICONS под названием «Ни Богу свечка, ни черту кочерга». А я закончу по-другому. Какая всё-таки радость живьем посмотреть работы Дмитрия Гутова, в которых, как точно написал Анатолий Осмаловский: «Плоская фигурная металлическая „решетка“ превращена в особый вид пространственной скульптуры. Стоит отойти чуть влево или вправо, как изображение начинает искажаться. И искажение это проходит все стадии развития искусства XX века. От кубизма и экспрессионизма к радикальной абстракции».

Иллюстрация: Дмитрий Гутов. Благовещение. 2011-2012, Металл, сварка, 150×108×35 см.

Дата публикации:
Категория: Публикации
Теги: Современное искусство