Фестиваль «Кино Дании: от Дрейера до наших дней»

С 17 по 26 марта 2011 года в петербургском киноцентре «РОДИНА» пройдет фестиваль «Кино Дании: от Дрейера до наших дней». Основные организаторы фестиваля — Датский институт культуры в Санкт-Петербурге и Международное фестивальное агентство Tour de Film.

Главное событие фестиваля — показ шедевров «Страсти Жанны д’Арк» и «Вампир» КАРЛА ТЕОДОРА ДРЕЙЕРА. История Орлеанской Девы будет рассказана под аккомпанемент Андрея Суротдинова, известного петербургского музыканта и скрипача группы «Аквариум». В рамках офф-программы фестиваля в клубе-магазине «Порядок слов» Томас Кристенсен, куратор Датского Института Кино, прочтет лекцию о творчестве Дрейера, несколько десятилетий бывшего символом национального кинематографа. Поклонники анимационного кино смогут оценить программу «СОВРЕМЕННАЯ ДАТСКАЯ АНИМАЦИЯ» и прослушать лекцию Сёрена Фленга, вице-председателя Датского анимационного общества, в Датском институте культуры. Программа короткометражных фильмов «ДАТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КИНОШКОЛА ПРЕДСТАВЛЯЕТ», созданных выпускниками знаменитой Школы, которую заканчивали Ларс фон Триер, Томас Винтерберг, Кристофер Боэ и другие, познакомит с новыми именами скандинавской кинематографии.

17 МАРТА, 18.45. ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ.

ФИЛЬМ «СТРАСТИ ЖАННЫ Д’АРК» (LA PASSION DE JEANNE D’ARC, 1928) ПОД АККОМПАНЕМЕНТ АНДРЕЯ СУРОТДИНОВА, СКРИПАЧА ГРУППЫ «АКВАРИУМ». Эта работа — самая известная в кинобиографии Карла Теодора Дрейера (Carl Theodor Dreyer). Показ пройдет в рамках проекта «Немое кино + Живая музыка».

Над самой поразительной и новаторской картиной датского гения работали Герман Варм (художник-постановщик первой экспрессионисткой картины «Кабинет доктора Калигари»), Антонен Арто (актер и драматург, идеолог «театра жестокости»), Рудольф Мате (кинооператор, впоследствии работавший в Голливуде с режиссерами Чарльзом Видором и Орсоном Уэллсом).

Основой для сценария послужили подлинные судебные протоколы Руанского процесса 1431 года, затеянного против Жанны Д’Арк. Исполнителей подбирали по внешнему сходству с историческими личностями. На главную роль пригласили Рене Фальконетти (Renee Falconetti), игравшую в любительских постановках. Для актрисы эта работа стала физическим и эмоциональным испытанием. Чтобы получить внешнее выражение сдерживаемой внутренней боли, режиссер ставил ее коленями на камни. Художественная радикальность — бесконечная череда крупных планов на белом, слепящем фоне, отказ от грима (что было неслыханной смелостью в ту эпоху), плавно движущаяся камера, позволяющая разглядеть лица судей и подсудимую, контраст между внешне неподвижной девушкой и суетливостью католических священников — была направлена на то, чтобы обнажить страдания и мучения 19-летней героини. Картина стала не судебно-документальной хроникой, но хроникой эмоций и чувств Жанны, волею судьбы ставшей освободительницей Франции. Самому фильму тоже пришлось немало пережить. Архиепископ Парижа выступил резко против дрейеровского творения. По завершении съемок первый негатив сгорел, и Дрейеру пришлось монтировать все заново, из ранее отбракованного материала. Оригинальный вариант считался утраченным, пока в 1981 году его случайно не обнаружили в Осло.

По замыслу режиссера фильм должен был демонстрироваться в полной тишине. Но звуковое сопровождение для него писали и классические, и поп-музыканты. В мае 2010 года в Бристоле фильм показывали с саундтреком, написанным популярными британскими группами «Portishead» и «Goldfrapp». На открытии «Фестиваля кино Дании: от Дрейера до наших дней» 17 марта в качестве современного тапера выступит Андрей Суротдинов, скрипач группы «Аквариум», постоянный участник проекта «Немое кино + Живая музыка».

И хотя в прокате последняя немая картина датского гения потерпела крах, это не помешало ей стать одним из самых выдающихся режиссерских достижений в истории кино.

18 МАРТА, 19.15. «ВАМПИР» (VAMPYR, 1932) — первая звуковая картина Карла Дрейера.

Найти финансирование для следующей работы Дрейеру удалось лишь спустя четыре года после выхода «Страстей Жанны Д’Арк». Сценарий фильма был написан по роману ирландского писателя XIX века Джозефа Шеридана Лё Фаню (Joseph Sheridan Le Fanu). Барон Николя де Гинзбург (Nicolas de Gunzburg) согласился стать продюсером картины. Но в обмен потребовал главную роль, для которой взял псевдоним Джулиан Вест (Julian West). В других партиях тоже были заняты непрофессионалы, что сделало саму историю и актерскую игру более убедительной.

Молодой путешественник Аллан Грей останавливается в гостинице, стоящей на отшибе. Вскоре к нему заходит мужчина и оставляет пакет с надписью: «Вскрыть после моей смерти». Той же ночью Аллан, выйдя из номера, сначала видит тени, которые расхаживают и танцуют без своих хозяев, а придя в замок, расположенный по соседству, — как убивают его недавнего посетителя, оказавшегося хозяином замка...

Дрейер наполняет свой рассказ атмосферой ужаса, переплетая сон и явь. Нужный эффект достигается простыми средствами — сменой ракурсов, асимметричной композицией кадров, драматическим освещением, изображением, словно подернутым дымкой, шумами, сдержанными жестами и мимикой актеров. Сам вампир возникает в повествовании лишь эпизодически. Неясность, двусмысленность происходящего подчеркивает и фамилия главного героя — Грей.

Карл Дрейер создал произведение, способное соперничать по изобретательности и визуальной изысканности даже с современными вампирскими киноисториями, переполненными спецэффектами.

25 МАРТА, 18.45. ПРОГРАММА КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ «ДАТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КИНОШКОЛА ПРЕДСТАВЛЯЕТ»

В нее вошли четыре игровых короткометражных картины — дипломные работы выпускников прославленной Датской Национальной Школы Кинематографии.

Созданная в 1966 году, киношкола получила мировую известность в начале 1990-х годов благодаря своим выпускникам, Ларсу фон Триеру и Томасу Винтербергу — основателям кинематографического движения «Догма-95». Сторонники нового направления провозгласили о примате истории и героев над кинематографической стилистикой и техникой. Среди закончивших школу также знамениты Кристофер Боэ, лауреат Каннского кинофестиваля 2003 года, Лоне Шерфиг, обладательница приза Берлинского кинофестиваля 2001 года, Сюзанн Биер, обладательница премии «Оскар» 2011 года.

26 МАРТА, 21.00. ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННАЯ ДАТСКАЯ АНИМАЦИЯ». Двенадцать фильмов были отобраны Сёреном Фленгом, вице-председателем Датского анимационного общества. Все работы будут впервые представлены в России.

Особая гордость программы — «Два друга» (To Venner, 2010) режиссера Пау Чарли Равна (Paw Charlie Ravn). Фильм получил премию «Роберт» (датский аналог премии «Оскар») в номинации «Лучший короткометражный фильм» и стал первой анимацией, выигравшей главную национальную кинонаграду.

Отдельного внимания заслуживает работа Андерса Бертелсена (Anders Berthelsen) «Великая ошибка» (The Great Mistake, 2011), которая, по мнению критиков, отражает новаторские тенденции европейской анимации.

СПЕЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ. С 31 марта по 7 апреля 2011 г. в Малом зале киноцентра «Родина» будет повторно показана программа «ФЕСТИВАЛЯ КИНО ДАНИИ 2010». Зрители получат возможность вновь увидеть первые фильмы мэтров датского кинематографа Ларса фон Триера, Томаса Винтерберга, Кристофера Боэ и Дaгура Кaри, уроженца Исландии. Метания внутри влюбленных пар, спасение брака, возрождение старой дружбы, поиски себя при помощи «принципа помидора» и потерянные выходные в отеле. А датская анимация заставит от души повеселиться — особенно при виде куриц на свидании вслепую! Порадуемся хорошим, умным фильмам, ставшим для многих первым шагом по направлению к большому кино и славе.

Киноцентр «Родина»
ул. Караванная, д. 12

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Теги: Зарубежное киноКинопоказыКиноцентр «Родина»Фестивали
Подборки:
0
0
4234
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь