Презентация книги Дмитрия Осипова «Венера, снимающая сандалию. История одного шедевра»

1 марта, в первый день весны, в особняке Румянцева (Английская наб., 44) состоится презентация книги, посвященной одному из лучших скульптурных воплощений образа богини любви и красоты Венеры — скульптуре И. П. Витали «Венера, снимающая сандалию». Издание рассказывает об удивительной судьбе произведения, реплики и копии которого сегодня занимают достойное место в лучших петербургских дворцах и парках: Михайловском дворце, в особняке Румянцева, дворце Лейхтенбергских в Сергиевке и на Ольгином острове в Петергофе.

Автор книги Дмитрий Владимирович Осипов — доктор биологических наук, профессор, академик РАЕН, директор Биологического научно-исследовательского института Биолого-почвенного факультета СПбГУ. В 1960 году он, в то время студент ЛГУ, с группой товарищей обнаружил под развалинами пострадавшего в годы войны дворца в Сергиевке, сильно поврежденную статую «Венеры, снимающей сандалию». А спустя почти 40 лет по инициативе и при деятельном участии Д. В. Осипова статуя была отреставрирована и установлена в парадном зале дворца герцогов Лейхтенбергских в Сергиевке. Задавшись вопросом об истории создания этого скульптурного произведения и установки его в сергиевском дворце, автор провел целое «расследование».

В 1852 году по заказу императора Николая I Иваном Петровичем Витали была выполнена мраморная скульптура «Венера, снимающая сандалию» для Зимнего дворца (в 1897 году была передана в Русский музей императора Александра III). Статуя столь понравилась императору, что он заказал сделать ее копии для своих дочерей Ольги и Марии. В результате в петербургской мастерской И. Гамбургера были созданы две гальванопластические копии, одна из которых была отправлена в Штутгарт (Германия) в.к. Ольге Николаевне, а другая была установлена на Ольгином острове в Петергофе. Бронзовая «Венера», выполненная самим И. П. Витали, украсила приемную в.к. Марии Николаевны во дворце в Сергиевке.

В книге автор подробно рассказывает увлекательную историю появления такого количества «Венер». В том числе о неудачных попытках создания гальванопластической копии статуи в собственной гальванопластической мастерской супруга в.к. Марии Николаевны герцога Максимилиана Лейхтенбергского, располагавшейся в Зимнем дворце.

В годы Великой Отечественной войны почти все статуи «Венеры» были утрачены. Уцелел только мраморный оригинал в Русском музее.

Спустя десятилетия после войны обнаруженная в Сергиевке бронзовая статуя не только была отреставрирована, но и послужила моделью для создания гальванопластической копии для Петергофа и гипсовой — для особняка Румянцева (с 1882 по 1916 года особняк был петербургским домом герцогов Лейхтенбергских). Д. В. Осипов, имевший непосредственное отношение к процессу реставрации и воссоздания скульптур, рассказывает эту, уже современную часть истории «Венеры, снимающей сандалию», в своей книге.

В презентации книги «Венера, снимающая сандалию. История одного шедевра» примут участие научные сотрудники Русского музея Е. В. Карпова и О. А. Кривдина, оказавшие большую консультационную помощь при подготовке издания, художник-реставратор Русского музея М. С. Галимов, благодаря которому появилась последняя гипсовая статуя Венеры, установленная ныне на парадной лестнице особняка Румянцева.

Стоимость книги: 100 руб.

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Теги: Презентации книгСкульптура
Подборки:
0
0
5202
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь