Выставка невоспроизводимых фотографий «Билингва»
Лофт Проект ЭТАЖИ и галерея Формула представляют
Выставка невоспроизводимых фотографий «Билингва».
Авторы: Екатерина Сытник, Елена Михновская, Дмитрий Проворотов, Александр Черногривов, Кирилл Бугаев, Анна Асеева, Александр Китаев, Валентин Самарин.
Экспозиция со 2 апреля по 14 мая
«Так называемое «актуальное искусство», ставшее частью конвейера по производству химер, потеряло сущностные для искусства благородство и возвышенный смысл. Его стратегии «пиарта» и капитуляции перед невзгодами противостоит романтизм и концентрированная генерация энергии. Где-то на периферии рыночной вакханалии, там, где жизнь и практика творчества нераздельны, сохраняются и производятся формы настоящего искусства. В середине
Их праведное служение искусству осеняют два представителя старшего поколения: Валентин (Мария Тиль Вальгрек) Самарин — задорный кудесник фотоалхимии и Александр Китаев — педагог-подвижник и мастер изысканных нюансов.
Девизом/аллегорией представленной выставки фотографы взяли термин «билингва». Он подразумевает как неоднозначность внешних эффектов их произведений, могущих, например, балансировать на грани собственно фотографии и живописи, так и семиотическую многослойность их образного ряда. Повышенная фактурность этих произведений наводит на парадоксальные размышления о «трэше как роскошном», «простом как глубоком», «молодежи как мудрецах»...
Всех представленных на выставке мастеров объединяет как сюжетная сконцентрированность на мотиве тела, так и особо выразительная, рукотворная пластика их работ, позволяющая говорить о них, как телах самих по себе — произведении, как процессе и организме. Установка на произведение, как уникальный шедевр, а не серийный продукт соответствует этике таинственного чуда и волшебства. Ставятся фундаментальный вопрос о принципиальной «энергоемкости» фотографии — ее способности фиксировать, а затем «транслировать» состояние творца и сопутствующие космические резонансы. Фотографический отпечаток превращается в драгоценность, что в большинстве представленных работ подчеркивает эффект «патины времени». Отсчет возникновения эстетики «исторического» шедевра обычно ведется с известного анекдота о Микеланджело, отколотившего фрагменты от своей скульптуры и закопавшего его в землю для придания соразмерной древней классике фактуры. В современных условиях, когда ни идеология, ни форма, не могут «отвечать» за смысл произведения искусства, на передний план выходят его «внелитературные» интонации и фактуры. На этом пути новейшая петербургская фотография достигла виртуозных эффектов, когда отпечаток может быть рассматриваем со всех сторон и на просвет. Так же, при всем творческом азарте, доходящем до фотофанатизма, когда художник буквальным образом впечатывает свое тело в снимок, эта школа обладает своим узнаваемым лирическим настроением, медитативной созерцательностью и тонким, несколько меланхоличным остроумием.
Обычно в своих интервью известные фотографы-профессионалы любят пройтись по современному массовому увлечению фотографией, и подчеркнуть отличие фотохудожника от любителя. Здесь не место обсуждать этот казус, но по сути речь идет о вещах магического свойства. Кто умеет увидеть (почувствовать) ауру вещи, человека, ситуации? Кто умеет вступить с ней в контакт, используя камеру — технический «протез»? Это всегда определенная душевная изощренность (или наоборот наивность) и обладание покровителем из запредельных небесных сфер. В таком случае создание фотографии совпадает с молитвенным ритуалом, а ее творец превращается в «кисть божью», орган, источающий красоту"
Андрей Хлобыстин
Лофт Проект ЭТАЖИ, Лиговский пр., 74
Галерея Формула
войдите или зарегистрируйтесь