Время, вперед!

Фотограф: Анастасия Гаврилова

В прошедшую субботу в Петербурге во второй раз состоялся «Маяковский-fest», посвященный дню рождения поэта-футуриста. Командование парадом уличных торжеств под открытым небом Книжного дворика на набережной реки Фонтанки, 46 взяла на себя Библиотека Маяковского.

Гостей празднества встречают краснеющие над головой советские растяжки: «Набьем оскомину дурному вкусу» и «Доступ к информации дороже облигации». В неспокойное динамичное время начала ХХ века переносит красный цвет, разлитый тут и там — на обложках программок и косынках организаторов, — а ритм стихотворений поэта привлекает посетителей стремительностью, придавая им уверенность.

«В этом году тема мероприятия — влияние творчества Маяковского на другие виды искусства: театр, музыку, живопись и графику. Фигура поэта до сих пор во многом мифологизирована, даже описания современниками его цвета волос порой противоречат друг другу (русые или черные?). На примере гениальных людей мы можем проследить перемены в истории нашей страны. Маяковский для меня — страдающий человек с обманутыми надеждами: переживаний в его жизни было больше, чем счастья. Любая талантливая фигура дает возможность задуматься о себе и о происходящем в культуре, а литература предлагает алгоритм поведения в тяжелых ситуациях», — рассказывает заведующая культурными программами библиотеки Ольга Косогор.

Дворик постепенно заполняется гостями. Роль ориентира играет прямоугольник — карта значительных размеров с отмеченными на ней пунктами, где посетители проведут ближайшие часы. Налево пойдешь — в литературную гостиную зайдешь, направо — игровую площадку найдешь, прямо шагнешь — в художественные мастерские попадешь. Привлекаемые ни на что не похожим звуком компании направляются в глубь двора — к основной сцене.

Здесь музыку водосточных труб, столовых приборов и велосипедных колес под знаком крещендо из спектакля «ФутуризмЗрим» высекает театр «Цехъ свободных художников». Алогичность оживших на сцене метафор Маяковского звучит под аккомпанемент отсчитывающих такт шагов и тихой женской песни. А дальше — от едва пришедшей в себя публики раздается постепенно усиливающийся звук аплодисментов и криков браво. Затем гости направляются к игровой площадке — проверить свои знания творческой биографии Маяковского. ​

Каверзные вопросы викторины и литературного квеста пробуждают интеллектуальный азарт. С призами в руках участники спешат от станции к станции, чтобы блеснуть знаниями и добыть еще один приятный сувенир. А в полукругах возле «игровых» столов на разные лады все громче декламируются строчки из стихотворений поэта.

Театральная постановка сменяется выступлением инструментального дуэта «Вдохновение» (Владимир Бессонов — скрипка, Юлиана Вознесенская — клавишные), исполняющего произведения Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, написанные по текстам Владимира Маяковского. Рядом в режиме онлайн Кариной Замилой при участии всех желающих создается портрет-плакат поэта. Глаза разбегаются от изобилия проводящихся по соседству мастер-классов: техника гуаши, трафарета и коллажа, создание рукописной книги со стихотворением «Ночь». Здесь взрослые как будто в первый раз держат карандаш в руках, дети же сосредоточенно и серьезно осваивают каллиграфическое письмо. Ритм стихов Маяковского, переплавляясь в цвет, линии и неожиданные контуры, ложится на бумагу.

Зрители занимают места в многоуровневом зале — на траве, на стульях и выше этажом — на окнах соседних домов. Многие не в силах сдержать эмоции. «Я в полном восторге от пребывания на фестивале. Здорово, что библиотека взяла на себя такую миссию. С удовольствием слушала чтение стихов молодых поэтов Джамиля Нилова и Сергея Семенова — сразу и не осознать, когда звучат их строчки, а когда — Маяковского», — шепотом делится своими впечатлениями гостья фестиваля Галина.

По принципу контраста соотносится неторопливо текущая беседа о литературе с горячей полемикой о русском языке в противоположном углу дворика. Здесь за круглым столом отнюдь не вчера окончившие школу, но только что написавшие диктант участники сталкиваются с острыми вопросами отечественной грамматики и орфографии.

В это время на сцене под острием холодного оружия рвалась та самая близкая к телу рубашка. Здесь после небольшой лекции по истории штыкового фехтования приступили к практике: зрители испробовали на себе элементы управления со штыком и на деле поняли, что стоит за словами Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».

Остроту момента и ума в Книжном дворике почувствовали в тот день многие гости. Особенным образом это коснулось объединений: «Прозаседавшиеся», «Кофта фата», «Маяк» — соперников в литературных играх разума. Участники шести команд после классических фраз: «Уважаемые знатоки», «Внимание, вопрос!», «Время!» — искали неочевидные ответы на дилеммы из разряда: «В поисках чего всю свою жизнь находился Маяковский?»

Великий поэт оставил свой след и в музыке, и в живописи, и в поэзии, а в свой день рождения подарил нам любовь к разным проявлениям человека творческого, рисующего, декламирующего, играющего.

— Вы почему не играете? — спрашивает один из организаторов.

— У нас уже есть трофеи, — улыбаемся мы в ответ, показывая выигранные футболки.

Дата публикации:
Категория: Герои / сюжеты
Теги: Владимир МаяковскийМаяковский-fest
Подборки:
0
0
4098
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь